4383

Айдар АЛИБАЕВ: Регулятор с разводным ключом

Единый накопительный пенсионный фонд встретил Новый год осиротевшим: по подозрению в хищении арестован первый руководитель Руслан ЕРДАНАЕВ. Вместе с ним в СИЗО оказались главный рисковик ЕНПФ Муса БАХТОВ, а также два руководителя компании “Бузгул Аурум”.

Так в чем же виноваты все четверо? Они не крали деньги, не передавали друг другу откаты, не пилили тендеры. Просто совершили сделку - коммерсанты вышли на фондовую биржу со своими облигациями, а “пенсионеры” их купили на 5 миллиардов тенге. Потом выяснилось, что ЕНПФ это запрещено.
И у меня эта ситуация вызывает много вопросов. Во-первых, нам дают дозированную информацию, весьма скудную. И, во-вторых, бросаются в глаза активные попытки Нацбанка дистанцироваться от этой сделки. В конце года господин АКИШЕВ ни слова не сказал о ЕНПФ и “Бузгул”, но вдруг в первых числах января представитель Нацбанка заявил, что это по заявлению регулятора началась проверка в пенсионном фонде! Кроме того, “говорящая голова” Нацбанка нас уверяет, что переживать не стоит: ЕНПФ заплатил за облигации не пенсионными накоплениями, а своими собственными, да и вообще сумма для фонда маленькая, можно сказать, мизерная. Для убедительности приведены какие-то проценты, глядя на которые понимаешь: действительно ерунда какая эти пять миллиардов. Плюнуть и забыть!
Но мне все же непонятно: неужели сделка по “Бузгул Аурум” прошла мимо руководства Нацбанка? Тут ведь сразу два предположения возникают. Первое - получается, что ни господин Акишев, ни его заместители вообще не контролируют пенсионный фонд, где лежат накопления всех казахстанцев. Это же смешно: было 14 фондов, и прекрасно их контролировали, потом объединили в один - и перестали?
Есть и вторая версия - либо председатель Нацбанка, либо кто-то еще из топ-менеджеров понимал, что вкладывать деньги ЕНПФ в частную компанию нельзя, но все же не остановил этот процесс. В пользу этой версии говорит еще и поведение руководителей Казахстанской фондовой биржи. Некое ТОО “Бузгул Аурум” выходит на биржу. Активами и имуществом облигации не обеспечены, есть месторождение, но оно еще не освоено, кредитная история непонятная. Как ценные бумаги такой компании можно было выпускать в открытую продажу? Неужели и здесь руководители биржи ничего не знали, не понимали и не доложили куда следует? Ребята, да вы попробуйте кредит взять в размере 5 миллионов тенге - вас банк замучает сбором справок и поиском залогов, непонятных комиссий заплатите кучу, откат менеджеру пообещаете, а потом еще полгода будете ждать, одобрят или нет. А тут 5 миллиардов вышло из ЕНПФ - ну и что, это не пенсионные накопления, оказывается. И виноват в этом исключительно один Ерданаев и его рисковик. Все остальные как бы ни при чем.
И, к сожалению, мы уже пожинаем плоды вот такого отношения Нацбанка к своим прямым обязанностям. Банки второго уровня превратились в ростовщиков, думающих исключительно о выжимании прибыли. Топ-менеджеры банков берут откаты, получают доли на кредитуемых предприятиях, захватывают с помощью силовиков прибыльные компании. И над всеми ними стоит регулятор с разводным ключом, который только и делает, что закручивает гайки. И как итог - пока обвалился только один
“КазИнвестБанк”, но на краю пропасти болтается еще несколько банков. Поэтому и возникают разговоры об объединении, спасении, помощи государства, в том числе пенсионных сбережений граждан…
И я думаю, что всем нам пора признать: время финансовой системы Казахстана в таком виде, в каком она есть, уже закончилось. Если система не может существовать без поддержки государства, то это окончательный приговор. Жаль только, что у нас будут и дальше делать вид, что ничего плохого не происходит. А за падение банков и исчезновение миллиардов всегда найдут, кому ответить.

Айдар АЛИБАЕВ, экономист

Поделиться
Класснуть