4956

Бахтияр КОЙБАКОВ: НДС: употребляй потребителей!

Сейчас идут бурные обсуждения планов Министерства национальной экономики повысить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 12 до 16 процентов. Проблема эта касается не только госоргана и бизнеса, но и интересов 20 миллионов казахстанских потребителей.

Бахтияр КОЙБАКОВ: НДС: употребляй потребителей!

От повышения налоговой нагрузки Миннацэкономики ожидает еще дополнительные 2-2,4 трлн тенге дохода в госбюджет. А еще это якобы повысит конкурентоспособность наших товаров в сравнении с российским импортом. При этом ссылаются на страны с высокой ставкой НДС (Россия, Беларусь, Армения - 20 процентов, в странах ОЭСР - до 27).

Бизнес же, напротив, ссылается на страны с низкой ставкой НДС (Китай - 13 процентов, Кыргызстан и Узбекистан - 12, Южная Корея - 10, ОАЭ и Канада - 5 процентов, в Японии НДС вообще нет). Предприниматели прогнозируют рост инфляции и теневой экономики, падение ВВП. Простое повышение налогов навредит честному бизнесу, а вот схемы ухода от налогов станут выгоднее.

Но на самом деле от повышения ставки НДС пострадают рядовые граждане. НДС - это косвенный налог на потребителя, надбавка к ценам на все наши покупки. Оплачивается он из карманов потребителей, а бизнес здесь выступает лишь в роли сборщика налога.

Мы ведь как думаем? У нас с зарплаты удержали индивидуальный подоходный налог (ИПН) 10 процентов, пенсионные взносы - еще 10 процентов, и все. Остальные 80 процентов - наше. Ан нет. На каж­дую нашу покупку продавец накидывает еще и НДС - 12 процентов, который уходит в госбюджет. В фис­кальном чеке для покупателя всегда указано, какую сумму НДС включили в стоимость его покупки. Тут арифметика простая: на сколько процентов вырастет НДС, на столько вырастет и цена товара. Сейчас, по данным статистики, рядовые потребители посредством НДС ежегодно наполняют госбюджет страны на 25-30 процентов.

В сентябре вице-министр нацио­нальной экономики Азамат АМРИН на встрече с бизнесменами так и сказал: “НДС не ваша налоговая нагрузка, в коэффициенте налоговой нагрузки он у вас не сидит. Мы вообще не трогаем бизнес”.

Пока наши производители и импортеры собирают с нас в госбюджет 12-процентный НДС. После повышения ставки будут собирать еще на 4 процента больше. И российские импортеры не уйдут с рынка, даже если разница между НДС Казахстана и России упадет с 8 до 4 процентов.

Заметьте, глава государства за все эти годы ни разу не намекнул на необходимость повышения ставки НДС. И эта позиция МНЭ идет вразрез с поручениями президента по налогам, ценообразованию и доходам граждан.

Поэтому я считаю, что подобные инициативы наносят серьезный урон политике главы государства, ведь этими упущениями могут воспользоваться критики Нового Казахстана, которым не по нутру стремление президента построить Справедливый Казахстан.

Да, сейчас у нас сравнительно низкая ставка НДС. Но разве это заслуга нынешних молодых министров? За годы независимости усилиями руководства страны налоговая нагрузка на граждан заметно снизилась. По ИПН - в несколько раз (с 30-60 процентов до 10 процентов), по НДС - почти двое (с 20 до 12 процентов). И в этой работе самое прямое участие принимал Касым-Жомарт Кемелевич ТОКАЕВ.

В конце 1990-х годов из-за последствий азиатского финансового кризиса, российского дефолта и других событий Казахстан переживал тяжелый период. И когда страна остро нуждалась в иностранных инвестициях, правительство в 1999-2001 годы возглавил профессиональный дипломат. Как результат, кабмин Токаева выдал первый в истории страны Налоговый кодекс, и ставка НДС была снижена на беспрецедентные 4 процента (с 20 до 16 процентов). И в последующем руководство страны и правительство стали неуклонно следовать политике снижения налоговой нагрузки на своих граждан и производителей, не перекладывая ответственности на кризисы или иные обстоятельства. Последние 15 лет НДС держится на уровне 12 процентов.

И вот теперь, через 20 лет, члены правительства готовят такой “сюрприз”!

В этой ситуации вся надежда на наших депутатов. Я надеюсь, что они смогут повлиять на позицию членов правительства и не позволят так просто отказаться от прежних достижений республики. Не дадут свернуть с курса на снижение налогового бремени для своих соотечественников. В конце концов им нести ответственность за такое решение. И здесь как нельзя кстати приходит на ум формула: “сильный президент - влиятельный парламент - подотчетное правительство”.

Бахтияр КОЙБАКОВ, правовой аналитик

Поделиться
Класснуть