3899

Ринат КУТДУСОВ: Кладбища экспонатов

Возникает ощущение, что наши музеи не заинтересованы в посетителях. С одной стороны, мы слышим постоянные жалобы на нехватку денег на обновление экс­позиций, а с другой - как только государство выделяет бюджет, в музеях начинают делать… евроремонт.

Ринат КУТДУСОВ: Кладбища экспонатов

Созданные словно под копирку музеи - это бич современного Казахстана: скучно расставленные экспонаты, отсутствие глубокого и познавательного научного содержания с придуманными для галочки некими технологическими новинками. Зато внимание уделяется евроремонту с натяжными потолками. Это как местечковый шик! Кого они хотят удивить этим, я не знаю.

А ведь эффективность музеев можно легко определить одним простым способом: достаточно проанализировать, насколько увеличилось количество посетителей после реэкспозиции, то есть их обновления. Если не увеличилось, то деньги потрачены впустую.

Иногда, когда я смотрю на содержание экспозиции, у меня возникает ощущение, что она просто скачана из Википедии. Далеко за примерами ходить не надо. Два месяца назад завершилось обновление в музее Шокана УАЛИХАНОВА в Жетысуской области. Уникальная личность, человек, который много сделал для сохранения истории казахского народа, при этом жил не так давно. Можно легко найти интересную информацию о нем, есть много исторических материалов, которые будут интересны посетителям. Но все, что мы видим в музее, лишь дуб­лирует школьный учебник, а его рукописи на стендах абсолютно нечитабельны.

Зачем делать такой музей? А ведь им занималась государственная организация по реставрации. Вот только после ее работы туалет в здании не работает, а идти надо в обычный уличный сор­тир, где рулончик туалетной бумаги - и тот на полу, а дверь даже не закрывается на щеколду.

Сейчас много скандалов вок­руг туркестанского музея за 1,2 миллиарда. Уже столько времени его “делают”, а по факту он никак не откроется. А в город ежегодно приезжает миллион туристов - потенциальных посетителей музея. Если входной билет будет стоить 500 тенге, то в год можно зарабатывать миллион долларов. А если еще продавать сувениры, оказывать дополнительные услуги, то сумму можно увеличить и в два раза. Но у нас музеи воспринимаются как мертвое хранилище неких документов и артефактов. Или в худшем случае существуют просто для галочки.

Да, пока нет четких правил и утвержденных государством инструкций по созданию экспозиции, нет требований к компаниям, которые имеют право создавать музейные экспозиции. А потом еще побеждает тот, у кого только цена лучше, но нет ни штата компетентных сотрудников, ни опыта в музейной сфере. Поэтому порой историко-культурное достояние страны превращают в передачу “Сам себе режиссер”.

И мы видим, как повсеместно закупается дорогостоящее оборудование: сенсорные мульти­медийные тач-панели, LED-экраны и прочее. И все это потом стоит в залах неработающее. Я спрашиваю сотрудников, почему оно выключено. И в ответ слышу самые разные версии: нет специалиста, который подключит, проблемы с интернетом (хотя при чем тут интернет?), нужно загрузить информацию, а она пока не готова.

А зачем оборудование, если нет контента? Кто согласовывал такой проект и почему не задумывались о содержании?

А ведь музей - это далеко не хранилище, это важнейший идеологический инструмент государства, который через продуманную концепцию может донести до посетителей богатую и познавательную историю страны и всего народа. Его задача - не поражать убранством и евро­ремонтом, не хранить накопленное, а привлекать людей - чем больше, тем лучше. Хорошо выстроенная экспозиция становится центром притяжения. Например, на обновление экспозиции государство выделяет бюджет примерно раз в 7-10 лет, а порой и в 15-20. Если работа прошла без профессионального подхода, то музей будет просто сидеть на шее государства.

В итоге из-за такого отношения к музеям мы не только проигрываем другим странам в этой сфере, но и теряем свой голос в мировой истории. Мы даже не пытаемся создать бренды из нашего богатого прошлого - ботайская, сакская и тюркская культуры, период Казахского ханства. В это же время в соседнем Узбекистане из любой персоны делают туристический бренд. А у нас богатейшая история, про которую мы ничего не можем поведать миру...

Давно уже пора вводить рейтинг музеев по посещаемости, по науч­ной составляющей, по качеству предоставления услуг, по разно­образию программ, по умению зарабатывать. И если внимательно отслеживать эти показатели, то сразу станет понятно, кто делает хорошие обновления экспозиций, а кто просто осваивает бюджеты, кто занимается научной работой, а кто функционирует.

Если мы сами так будем относиться к своей истории, то получим поколение людей, для которых прошлое - это архивная пыль, и не более.

Ринат КУТДУСОВ, эксперт по музеям

Поделиться
Класснуть