3229

Темирлан ТУЛЕГЕНОВ: Битва за кормушку

Авторские общества Казахстана, которые до сих пор работали так, как им удобно, столкнулись с жестким регламентом. И чтобы сохранить за собой кормушку, теперь сочиняют для авторов страшилки.

Темирлан ТУЛЕГЕНОВ: Битва за кормушку

У нас сложилась удивительная ситуация - владельцы кафе, ресторанов, теле- и радиостанций, торговых центров должны платить за всю звучащую в зале или эфире музыку авторские отчисления. До сих пор это делали через существующие общества по авторскому праву, которые по нынешнему закону имеют право оставлять на свои расходы 30 процентов от собранных средств. Все это соответствует международным стандартам и соглашениям, к которым присоединился Казахстан в области авторского права.

Но какие формы это приобрело у нас? С 1998 года, когда был принят закон и появилось первое авторское общество, таких организаций стало 15! Бизнес оказался выгодным, и представители обществ порой прямо терроризируют владельцев тех же кафе, переманивают, демпингуют, сочиняют страшилки о том, что только они могут уберечь от суда и неприятностей.

Более того, на свои нужды зачастую оставляют не 30, а до 90 процентов собранных средств. И поскольку только сами авторские общества могли вносить изменения в законы об их деятельности, за прошедшее время из юридических норм создали себе рай.

Говорили об этом много, но толчком к переменам стали два обстоятельства. В прошлом году в Казахстане все заговорили о креативной экономике, а это не что иное, как монетизация интеллектуального труда. К тому же пришли к власти думающие депутаты, которые постарались разобраться в этом вопросе, с экспертами проанализировали отчеты авторских обществ.

И стало ясно, что ежегодные отчисления, которые составляют порядка полутора миллиардов тенге, могут быть в два раза больше и лучше доходить до самих авторов. Последних попросту обирают...

Ситуация у нас усугубилась тем, что наши авторы не знают абсолютно своих прав и не глядя подписывают договоры, которые им приносят так называемые великие специалисты по авторскому праву.

Кстати, у предпринимателей у первых возникли законные вопросы: а почему вас так много и доходит ли выплачиваемое вознаграждение до авторов?

Самое интересное, что в цивилизованных странах существует несколько видов авторских обществ - те, кто работает с авторами музыки, с исполнителями, с копировальными центрами - это уже про права писателей, следят за исполнением прав художников и авторов изображений. Это о цивилизованных странах.

У нас из 15 авторских обществ только одно пытается собирать положенные отчисления с импортеров бытовой техники, а про художников и писателей все просто забыли! Почему? Да потому что гораздо проще терроризировать владельцев ресторанов и торговых центров, там быстрые деньги.

Но ведь кроме того, что фактически вставляются палки в колеса бизнесу, такая система обирает авторов, лишает их стимула творить, создавать новые произведения, то есть обедняется наша культура.

Когда осенью начали разбираться с рынком интеллектуальных прав и увидели всю эту ситуацию, то первым делом предложили сообществам по авторским правам увеличить прозрачность, провести цифровизацию.

Такое предложение отклика не встретило. Тогда и было решено, что с авторскими сборами должно работать государство.

Авторские общества, борясь за свою кормушку, сейчас поднимают волну, вводят в заблуждение авторов, говорят, что государство создает монополию, что теперь и вовсе никто ничего не получит.

А у государства четкая позиция - Министерство цифровизации создаст специальное программное обеспечение, и любой предприниматель с помощью небольшого устройства, распознающего музыку, сможет вести автоматический учет, станет проще выплачивать положенные отчис­ления и будут делать все это прозрачно. Более того, комиссия сразу падает до 10 процентов, поскольку убираются посредники. Кроме того, вспомнили про писателей и художников, которыми никто до сих пор особо не занимался. Все очень просто и логично.

Поэтому мне так смешны сегодня байки о том, что мы почему-то будем работать на Россию, что чуть ли не утратим суверенитет, что авторы перестанут получать деньги. А все из-за того, что государство убирает посредников, дискредитировавших себя по полной программе.

Темирлан ТУЛЕГЕНОВ, юрист по авторскому праву

Поделиться
Класснуть