3079

Елена КОЭМЕЦ: Страшно жить

На территории Алматы более 80 оползнеопас­ных горных склонов и участков, из них с высоким, средним риском - 32. Самые страшные чеэсники обозначили еще в начале века. Но городские власти, районные архитекторы, вместо того чтобы жестко контролировать застройку этих районов, дали слабину.

Елена КОЭМЕЦ: Страшно жить

После недавней трагедии в Медеуском районе, когда земляная масса заживо похоронила семью из четырех человек, жители горных массивов города, Алматинской области выкладывают в соцсетях фотографии преступно срезанных склонов, сползающих с холмов избушек на курьих ножках, просевших дорог с вопросом “что же делать?” Опасаются, что растаявший вес­ной снег пропитает склоны из суглинка и набухшая масса поползет вниз.

Как бы цинично это ни звучало, но процесс предсказуемый, местами неизбежный. По-прежнему горы агрессивно застраивают, массово выкорчевывают деревья, призванные удерживать грунт. Нет никакого конт­роля за сбросом канализации, утечкой воды. А ведь почти у всех есть бани, бассейны, огороды. А тут еще и зима снежная.

В горах пласт земли может двигаться со скоростью один-два сантиметра в год. А может обрушиться неожиданно, как это случилось в Талгарском районе в 2004 году. Тогда ночью гигантский оползень накрыл дом и унес 29 жизней.

Полтора месяца назад оползень сошел в микрорайоне “Алатау” Наурызбайского района. Жители отделались испугом. В октябре прошлого года наше издание рассказало о серьезной угрозе для проживающих в Ремизовке (см. “Вода гору точит”, “Время” от 23.10.2023 г.). По факту в этом районе ничего не изменилось. Снег до поры до времени замаскировал провалы и трещины.

По данным Агентства по противодействию коррупции, в предгорных зонах мегаполиса выявлено 54 незаконно построенных объекта. Кое-что уже снесено. А как быть с частными домами, возведенными с явными нарушениями, брошенными стройками? В той же Ремизовке переписка жителей с госорганами по поводу сомнительных построек длится годами. В этой ситуации непонятно, почему бы городским властям не озаботиться предупреждением ЧС и хотя бы не установить датчики движения грунта на горных прилавках, о которых специалисты талдычат много лет.

Сейчас в мажилисе на рассмотрении четыре законопроекта, предусматривающих усиление ответственности ГАСК, внедрение контроля строительства через информационную систему е-Qurylys, согласование градостроительных проектов с Министерством по чрезвычайным ситуациям и недопущение срезки горных массивов. Наконец-то в должностные инструкции архитекторов должна быть введена ответственность за непроведенную сверку снимков участков с генпланом, планом детальной планировки и схемой функционального зонирования (ранее ее не было). Но пока новые законы примут, может случиться непоправимое.

Елена КОЭМЕЦ, журналист

Поделиться
Класснуть