7073

Гульбану АБЕНОВА: Аппетит уходит во время еды

     Ведра несвежего майонеза и кетчупа в неработающих холодильниках, антисанитария на кухне, несъедобная полусырая гречка и тефтели из перетертого хлеба с картошкой - вот что увидела я в школьных столовых, когда в апреле этого года вместе с городским родительским комитетом и представителями городского управления образования участвовала в обходе школ. Но главное, что меня шокировало, - малыши 2-3-го классов, уходившие с “обеда” голодными. Вся еда осталась на столе. Ее невозможно есть, все полусырое, несвежее.

Я отчетливо представила на месте этих детей своего ребенка, который тоже учится в начальном классе и получает бесплатную еду в школьной столовой (из местного бюджета выделяется 338 тенге ежедневно на обед ученика начальных классов). Мне хотелось посмотреть в глаза повару, из-за которого дети уходят голодными из столовой, а бюджетные деньги сливаются в помои.
Фотографии из школьной столовой, размещенные в соцсети, в буквальном смысле облетели весь мир - более семи тысяч репостов, десятки тысяч комментариев из разных стран. Популярные блогеры даже завидовали мне, признавшись, что о таком количестве репостов могут только мечтать. Моя личка в мессенджере разрывалась от сообщений, я не успевала их читать, не то что отвечать каждому. Все писали о столовых в своих школах, о том, как там кормят, как травят детей, о запрещенных продуктах, несвежих овощах и других нарушениях. И просили меня проверить их школы. Я призывала родителей проявить активность ради наших детей и неоднократно писала, что управление образования Астаны пригласило всех желающих родителей принять участие в проверках совместно с ними, войдя в состав школьных и городских бракеражных комиссий. Однако каково же было мое удивление, когда добровольцев оказалось всего 20 человек. Двадцать из 150 тысяч столичных родителей! Все эти тысячи хотят изменений в школьных столовых, но не хотят тратить свое время. И боятся. Боятся, что их активность как-то негативно повлияет на отношение к их детям в школе.
Но первые успехи, заметные улучшения после пристального внимания общественности к школьным столовым меняют ситуацию и с активностью родителей. Жители мне пишут теперь не только о том, как плохо в их школе, но и о том, что они записались в школьную бракеражную комиссию, потребовали обязательного наличия салфеток и т. д.
А когда к действиям общественности в этом вопросе подключилась партия “Нур Отан”, активность и смелость родителей возросли. На днях первый заместитель председателя партии Маулен АШИМБАЕВ заявил, что партия начинает новый проект по модернизации школьных столовых. “Мы будем стремиться к улучшению работы столовых и соблюдению единых правил по рациону питания школьников... Сейчас прорабатываются различные механизмы реализации проекта, учитывается опыт других стран в этой сфере”, - сообщил первый заместитель партии “Нур Отан” на своей странице в Фейсбуке.
Дело осталось за малым - малым бизнесом. Он должен понимать, что работать надо добросовестно, на кону не только его доход, но и здоровье тысяч юных казахстанцев.
Но пока наши предприниматели по привычке хотят развести все препятствия в получении своего дохода деньгами. Вот и ко мне посылали людей: скажи, сколько надо, чтобы вы нас не проверяли и не писали о нас плохо.
“Немного, совсем немного, - начала было я, как они тут же протянули калькулятор: “наберите”. - Немного нужно, чтобы я не писала о вашей столовой плохо. Просто работайте добросовестно, готовьте вкусно для детей. Ведь это же несложно, если вы профессионалы своего дела”.
Разве много я просила? Но по их округленным глазам можно было подумать, что я затребовала яхту с вертолетом.
А пока эта ниша - школьные столовые - лакомый кусочек для предприимчивых любителей бюджетных денег. Они идут на все, чтобы выиграть тендеры. В тендерных документах пишут завидные технологические карты, грамотное меню, наличие диетсестер, поваров высших категорий с большим опытом работы в общепите. В реальности одна диет­сестра на десять школ, три комплекта посуды, которые при тендере кочуют из школы в школу, в договорных обязательствах обещают закупить многое в качестве спонсорской помощи. В тех школах, которые мы проверяли на днях, нехватка персонала: вместо 17 человек - десять, они не успевают обслужить тысячи детей, ведь сейчас практически все школы в столице переполнены. Невзрачная дешевая посуда и столовые приборы довоенных лет. В одной из школ вместо повара высшей категории работала женщина из Узбекистана без вида на жительство, едва говорящая на языках нашей страны. Экономят даже на поварах, нанимая дешевую рабочую силу. Один поставщик выиграл на свое имя тендер в десяти школах и на имя снохи - еще пять, не отвечая при этом всем перечисленным требованиям для работы в школьных столовых. Одни и те же поставщики принимают участие в тендерах с ИП, оформленными на своих детей и братьев-сестер.
Зарабатывая таким способом, они забывают, что “то бензин, а это - дети”, говоря словами героя известного фильма. Если для них наши дети - просто биомасса, благодаря которой можно заработать, выиграв тендер, то для нас, родителей, они - наша драгоценность, они - наше будущее и будущее нашей страны. И это не личное дело каждого, это наша общая задача, поэтому уже сегодня нужно что-то менять в питании детей не только в школах, но и дома.

Гульбану АБЕНОВА, журналист

Поделиться
Класснуть