8539

Канат ТАСИБЕКОВ: За что казахи любят лошадей?

Есть такая шутка - “Казахи любят лошадей, они такие вкус­ные”. Действительно, конина является главным компонентом национальной казахской кухни. Вопрос, вводящий в замешательство представителей стран, имеющих разнообразную кухню: “Каково ваше главное нацио­нальное блюдо?” - у нас имеет простой ответ - конина. 

Мясо по-казахски, как его называют в ресторанах, или беспармак - так это блюдо именуется в словарях, а в быту называемое просто беш, готовится у нас во всех торжественных и не очень случаях. Попутно отмечу, что в казахской речи слово “беспармак” не используется, казахи беспармак называют ас (еда), ет (мясо) или даже просто тамақ (пища). Перечень изысканных яств у нас укладывается в четыре слова: жал, жая, қазы, қарта, а национальным напитком несомненно является кумыс - “малако лёшади”, как однажды сказал мне знакомый иностранец.
Исторически лошадь для казаха была всем: мінсе - көлік, сауса - сүт, жесе - ет, кисе - киім (оседлаешь - транспорт, доишь - молоко, ешь - мясо, наденешь - одежда), больше того - казахи и ментально ассоциируют себя с лошадьми, ведь о своем характере казахи говорят: біз жылқы мінезді халықпыз (мы народ с характером лошади), а о выдающихся личностях отзываются: жүзден жүйрік, мыңнан тұлпар (из сотни - скакун, из тысячи - тулпар), матери ласкательно называют детей құлыным (жеребеночек мой).
Лошадь для всех людей независимо от цвета кожи и разреза глаз является сакральным животным, олицетворением чести, благородства и доблести. Я, помнится, будучи еще школьником, послал в Москву свои стихи, и их напечатали. Напечатали детские стихи во всесоюзном журнале! Вот они:
Светло-чалый скакун,
Под казахским седлом,
Хвост и грива на нем
Полыхают огнем.
Он несет мой народ
Сквозь года и века,
И не скажет казах -
Не люблю я коня.
Я не хочу идеализировать СССР, вообще не хочу политики. Однако помню: в Казахстане в то время было с добрый десяток конных заводов и множество племенных ферм, ведущих селекционную работу с породными лошадьми, в МСХ, в НИИ были отделы коневодства, развивался конный спорт, в том числе классические его виды. Общеизвестно, что выращенный на нашем Луговском конном заводе трехкратный призер и чемпион Олимпийских игр по выездке Абсент был признан лошадью столетия!
В те далекие времена, подлетая к Алма-Ате (а позволить себе лететь самолетом тогда могли все) и взирая на город с высоты птичьего полета, любой из нас невольно замечал огромный эллипс - это был функционирующий Алматинский ипподром. Ипподром был важным звеном в племенной и спортивной работе в коннозаводстве. Он был местом отдыха горожан, и мы имели этот непременный атрибут любого уважающего себя города.
А что мы имеем сейчас? Крылатых коней на гербе Казахстана? Скачки на длинные дистанции - байги, которые сейчас проводят по каждому мало-мальски значимому поводу, носят разовый, случайный и бессистемный характер. Лошади после финиша так часто погибают, что были уже случаи, когда коннозаводчики из других стран отказывались продавать лошадей в Казахстан. Так стыдно!
Я не хочу назад в совок, нет. Но мне почему-то грустно, что уже много лет наш Алматинский ипподром, имеющий 85-летнюю историю, уникальный по климатическим условиям, ветшает и рушится. А недавно мои знакомые сказали, что представители владельца ипподрома разнесли по всем конюшням предписание освободить помещения. На месте ипподрома планируется построить торговый центр.
Никакие мы не коневоды. Мы конееды. А зачем конеедам ипподром?

Канат ТАСИБЕКОВ, ученый-коневод, писатель

Поделиться
Класснуть