21368

В нашей семье всем везёт в любви

Алибек ДНИШЕВ, Карина АБДУЛЛИНА и Сагнай АБДУЛЛИН.

3 марта 2016 года исполнилось ровно сто лет со дня рождения легендарных казахстанских артистов, братьев АБДУЛЛИНЫХ. Их потомки тоже известны всей стране!

Большая семья, где природа не отдыхает ни на одном поколении, а те, кто выбрал себе артистическую карьеру, становятся настоящими звездами. Чего стоят три имени: Алибек ДНИШЕВ (сын Камили, старшей сестры близнецов Ришата и Муслима), Карина АБДУЛЛИНА (внучка Ришата) и Саг­най АБДУЛЛИН (сын Муслима).
Ришат и Муслим были не просто известными артистами, а настоящими звездами и иконами стиля. Под балконами их квартир собирались поклонницы, но жены кумиров не страдали от ревности, а даже сами просили близнецов пойти и пообщаться с девушками, попавшими под их обаяние.
Муслим старше близнеца на полчаса и всегда любил пошутить на эту тему. Но родственники говорят, что братья словно составляли одно целое. Не было ни одного дня, чтобы они не созвонились или не увиделись. Вслед за старшей сестрой Камилей, заменившей им рано ушедшую маму, они приехали в Алма-Ату из Усть-Каменогорска, а в 1935 году были направлены на учебу в Москву как особо одаренные. Муслима после учебы пригласили работать в знаменитый хор имени Свешникова. К тому времени Ришат уже вернулся в Алма-Ату и поступил в оперный театр. И Мус­лим отказался оставаться в Москве: так и объяснил, что не может жить без брата. Кстати, Ришат стал первым исполнителем роли Абая в одноименной опере Ахмеда ЖУБАНОВА и Латифа ХАМИДИ - визитной карточке алматинского оперного театра.
- Когда ата Ришат вышел на пенсию, он тяжело заболел, - рассказывает эстрадная певица и актриса Карина Абдуллина. - Я до сих пор помню, как ата Муслим каждый день неизменно элегант­ный пешком приходил к нему и не просто проведывал, а ухаживал за ним. Когда моего дедушки не стало, ата Муслим резко сдал, начал болеть. Он словно действительно потерял половину себя...
Про заслуги и талант братьев сказано много, но родня любит вспоминать атмосферу любви, которая царила в их домах. Ришат свою будущую жену увидел на танцах, куда пришел совсем с другой девушкой. Но ушел домой с Лямигой, а через неделю хитростью выманил у девушки паспорт, сходил в загс и… зарегистрировал брак с ней.
- Он пришел и сказал ей: “Все, теперь ты никуда не денешься”, - рассказывает Карина. - Я помню однажды в подростковом возрасте мы с подружками обсуждали очень важную тему - как целоваться, - смеется Карина Абдуллина. - Бабушка Лямига услышала наши разговоры и фыркнула: мол, противно все это. Мы стали расспрашивать ее - неужели никогда не целовалась и как это вообще было. Она долго отнекивалась, потом сказала слова, которые я хорошо запомнила: “Дурочки... Я никогда не целовалась - меня целовали”.
Впрочем, Лямига не собиралась отказываться от своих планов и уехала учиться на актрису в Ленин­град, причем поступила к самому Мейерхольду. Ришат в это время как раз учился в Москве и каждую субботу садился в ленинградский поезд, чтобы хотя бы несколько часов провести с любимой. Лямига получила два высших образования, хорошо владела английским языком, но в итоге предпочла посвятить свою жизнь дому, мужу и детям. У них с Ришатом было трое детей: замечательный оперный певец Заур (папа Карины Абдуллиной), Зухра, концертмейстер оперного театра, и Шамиль, экономист.
У Муслима совсем другая история любви. С будущей женой Камаш (в семье ее звали Камыш) он вместе работал в оперном театре и просто общался до тех пор, пока солист оперного Курманбек ДЖАНДАРБЕКОВ, заметив симпатию двух молодых людей, прямо за кулисами не соединил их руки и не благословил на совместную жизнь.
- Вот тогда, как рассказывала мама, он просто привел ее в свою семью и сказал, что теперь будут жить вместе, - вспоминает Галия Абдуллина, дочка Муслима. - Она была совсем неискушенная девушка и тоже с интересной историей: жила в Боровом и летом помогала в санатории на подсобных работах. Среди отдыхающих оказалась основоположница казахской хореографии Шара Жиенкулова, она заметила девочку и настоятельно рекомендовала родителям отдать ее учиться в хореографическое училище. Так Камыш оказалась в Алма-Ате.
Союз, заключенный за кулисами, оказался очень прочным. Об отсутствии штампа в паспорте они и не вспоминали... Зарегистрировали брак только во времена тотального дефицита, чтобы через салон молодоженов купить стиральную машину. Брак действительно был уникальный - Камыш тридцать лет отработала в балетной труппе театра и прекрасно совмещала карьеру танцовщицы с воспитанием четверых детей.
- Сейчас многодетная балерина воспринимается как некий феномен, - говорит музыкант и шоумен Сагнай Абдуллин. - Но для 40-50-х
годов прошлого века это было нормально. У всех наших соседей, а жили мы в знаменитом доме артистов, что на углу улиц Мира и Виноградова (сейчас Желтоксан и Карасай батыра. - Авт.), были большие семьи. Семеро и даже больше детей не были редкостью.
- Я не представляю, как мама все успевала, - продолжает Галия Муслимовна, - я до девятого класса не держала в руках веник. Мама успевала делать все по дому, придумывать из ничего удивительные наряды для себя и для нас. Вообще, родители нас очень оберегали, мы были балованными комнатными детьми. Сейчас, глядя на американскую модель, когда детей стараются пораньше отправлять в самостоятельную жизнь, я думаю - может быть, они зря так делали?
- Почему в семье мало потомков, выбравших артистическую карьеру?
- Наверное, тоже оттого, что нас берегли. Селезнев, основатель хореографического училища Алматы, предлагал маме отдать меня в балет, говорил, что у меня хорошие данные, но мама была категорически против. Считала, что профессия слишком тяжелая. У меня хорошие вокальные данные, но папа в свою очередь был против того, чтобы я профессионально занималась вокалом. Тоже считал артистическую карьеру сложной. В итоге я закончила библиотечный факультет ВГИКа в Москве. Брат занялся юриспруденцией, сестра -
медик. Только Сагнай стал музыкантом. Еще очень хорошо помню наш знаменитый двор дома артистов. Родителей мы видели мало, приходили они поздно, а мы росли за кулисами. Но была потрясающая атмосфера любви, сами люди были иными, иначе относились друг к другу. Сейчас время скорости, тогда было время любви...
Из внуков Абдуллиных Карина единственная, кто выбрал артистическую карьеру, и не просто выбрала, а стала настоящей звез­дой. К столетию со дня рождения дедушек она выпустила диск с их архивными записями.
- Еще у нас в семье так заведено, - говорит Карина, - что каждый пробивает себе дорогу сам. Помогать и проталкивать не принято. Это очень высокая планка - соответствовать такой фамилии.
- Раньше проходу не было, - вспоминает Галия, - на улице все узнавали, показывали: “Вот дочка Абдуллина идет!” Я ужасно стеснялась этого. А сейчас я готова кричать о своих замечательных предках. Нынешняя молодежь не всегда помнит людей, которыми по праву может гордиться.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из семейного архива АБДУЛЛИНЫХ, Алматы

Поделиться
Класснуть