10452

Точный просчёт

В прокат вышел анимационный проект “Ер Тостик и Айдахар”. И хотя от словосочетания “первый казахстанский” уже давно сводит скулы - это действительно первый отечественный полнометражный анимационный 3D-проект. Предпремьерные показы стереофильма уже прошли в Астане и Алматы - говорят, у детской картины “Казахфильма” есть все шансы набрать очки.

Рустам ТУРАЛИЕВ (на снимке), сорежиссер “Ер Тостика”, готовил ленту вместе с Жакеном ДАНЕНОВЫМ. В этой творческой паре Даненов отвечает за традиции и преемственность поколений, а Туралиев - за инновации и современные технологии. С ним мы и поговорили об “Ер Тостике”.
- Вообще сначала я занимался 3D-графикой на уровне моделирования - создания простых предметов, - говорит Рустам. - Тогда я жил в Москве и изучал, можно сказать, на ходу и моделирование, и текс­турирование. Переехав в Алматы, открыл свою студию, которая занималась моделированием для российских игропроизводителей. Постепенно, используя графику, мы перешли на рекламу. И первым крупным проектом был музыкальный клип на песню “Танцует лето” Кирилла и Алины ЛИ. Видеоклип полностью анимированный. Вот на этом проекте я набил первые шишки. Это был первый казахстанский четырехминутный мультяшный клип. Спустя некоторое время мы взяли разрешение у Кирилла Ли на использование персонажей и сделали короткометражный мультик с новой историей. В то время на киностудии “Казахфильм” проходили “круглые столы” на тему “Анимационные фильмы”. А мы как раз закончили работу над мультиком, который называется “Северная история”, представили его киностудии - и нас пригласили работать. Это был 2009 год.
Когда я приступил к работе, “Ер Тостик” был готов на уровне сценария. Вначале планировалось делать фильм в 2D-формате. В мае 2009 года меня назначили исполнительным продюсером проекта и тогда же решили создавать “Ер Тостика” в 3D.

- Сценарий сильно поменялся с твоим приходом?
- Персонажи остались практически те же, хотя кого-то я исключил, посчитав их лишними в этой истории. Например, был великан заоблачных размеров, которого мне пришлось убрать. Осталось три брата-великана, хотя сначала их было больше. Немного переделал связь между персонажами. Выделил двух главных героев - это повелитель подземного царства Бапы и Ер Тостик, между которыми происходит конфликт.

- Ты представитель современной “компьютеризированной” молодежи. Жакен Даненов - из классической, “ручной”, анимации. Как вам работалось вместе?
- Для меня прежде всего это большой опыт. “Ер Тостик” - нацио­нальный фильм, поэтому я боялся упустить некоторые нацио­нальные особенности. Жакен в данном случае был для меня настоящим наставником. Он смотрел с точки зрения старшего поколения, чтобы мы там лишнего не наговорили и в то же время чтобы чего не забыли. А с другой стороны, он как режиссер с большим стажем где-то поправлял, где-то направлял. В итоге получилась хорошая командная работа.

- А что насчет технологий?
- Вообще для нас основной инструмент - это компьютер. На киностудии стоят мощнейшие станции - их специально заказывали в США. Есть специальные серверы, которые предназначены для просчета уже готового мультика. То есть мы задаем параметры проекта, а компьютер просчитывает его и выдает по кадрам весь мультфильм. Эти кадры просчитываются от 15 минут и более. Наш рекорд - 26 часов один кадр! То есть если в секунде 25 кадров, то, чтобы просчитать секунду на одной машине, нужно как минимум пять дней. Поэтому мы старались сильно не наворачивать характеристики изображения - не потому, что мы не знаем, как это делается, а потому, что нам не хотелось ждать первую анимационную картину 10 лет, пока она “просчитается”. “Ер Тостика” мы начали рендерить в 2011 году.
Но до рендеринга выполняется большая работа. Например, для начала нужна модель одного персонажа, затем аниматор приводит его к движению, задает ему походку. Также рисуется локация, по которой он двигается. Все эти вещи должны быть затекстурированы, то есть раскрашены, чтобы штанишки были красненькие, майка белая и т.д. После этого другие специалисты настраивают освещение. С какой стороны светит солнце, куда будет падать тень… И только после всего этого материал подготавливается к рендеру. А потом начинается другая работа - композинг, на которую уходит 3-4 месяца.

- Какой персонаж отнял больше всего времени?
- Самая сложная работа была с главными героями - Ер Тостиком и Кенжекей. Мы перебрали кучу девушек на роль Кенжекей, я даже был готов проводить реальную фотосессию для кастинга. Но красота современных девушек, на мой взгляд, немного искажена относительно первоисточника. И мы не могли опереться на эту красоту, чтобы создать очарование своей сказки. Нам приходилось брать черты лиц, а остальное должно было быть натуральным. С Ер Тос­тиком то же самое. Современный красивый парень - на дорогой машине, с последней моделью телефона в кармане. Наш герой не может быть таким. И поэтому мы долго искали образы...

- А музыку быстро нашли?
- Сначала талантливый музыкант Руслан КАРИН написал мелодию к песне. Эта мелодия очень красивая и романтическая, она вошла в фильм. С Русланом я работал и на других проектах. Но в этот раз как режиссеру и продюсеру мне хотелось иной мелодики - чтобы зритель не разочаровался, чтобы в музыке не было сплошных этнических мотивов (нас бы просто не поняли современные зрители). И вот однажды я случайно встретился с Едилем Кусаиновым. После просмотра я сказал ему, что мне нужна мелодия с национальными нотками, но играть ее мы должны в оркестре. Я хотел, чтобы музыку исполнил хороший симфонический оркестр. На что Едиль ответил: “Давай попробуем”. Ему самому было очень интересно, это было заметно в ходе работы. Он придумал все темы, необходимые для фильма. А в итоге мы побоялись, что европейский симфонический оркестр не даст того звучания, которое мы хотим. Начали пробовать компьютерную аранжировку. И тут вдруг Кусаинов по состоянию здоровья не смог продолжать работу… Чтобы завершить аранжировку, он посоветовал своего коллегу - Виталия МИХАЭЛИСА. Мы решили писать народные инструменты лишь тогда, когда у нас будет картинка. И когда это произошло, мы обратились к Актоты РАЙЫМКУЛОВОЙ. Пригласили ее, дали посмотреть и послушать, она тоже вдохновилась и прописала нам народные инструменты для определенных мест. В итоге у нас получилось то, что мы задумали изначально. И песня вышла оригинальной.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, tulegen@time.kz, фото предоставлено киностудией “Казахфильм”, Алматы

Ер Тостик - местный Ironman.

Айдахар (дракон).

Кенжекей ждет батыра.

3D - богатыря.

Поделиться
Класснуть