2037

Цыгане шумною толпою...

     В Алматы открылась необычная выставка художника из Узбекистана Александра БАРКОВСКОГО (на снимке). Это настоящие цыганские мадонны, чьи портреты щедро приправлены историями и легендами от автора.

Александр приехал в Алматы, чтобы работать над спектаклем “Гамлет” в “АРТиШОКе”. Так что выставка в фойе театра - это приятный бонус для алматинцев. В день открытия посетителей ждала еще и лекция на тему “Кто такие цыгане”. Ведь известно, что есть рома, воспетые многими поэтами и писателями и сами хорошо поющие, а есть и восточная ветвь этноса. Это люди, проживающие в странах Центральной Азии, в основном мусульмане, и, как правило, они занимаются попрошайничеством, сбором мусора и вторсырья.
Есть предание о том, как мулла проклял бедных сирот Лю и Ли из ветви люли, поженившихся, не зная о том, что они брат и сестра. По факту же это закрытый этнос со своими традициями и укладом жизни.
Во время лекции Александр сказал, что два месяца прожил в Бухаре в общине люли, много фото­графировал их. Так что его работы, выполненные в сложной технике, это не абстрактные собирательные образы, а вполне конкретные женщины, в которых он увидел настоящих мадонн.
Для читателей газеты Александр рассказал совсем иную историю о своем знакомстве с люли. Что является более достоверным, сказать сложно: то ли перед публикой художник решил не раскрывать подробностей личной жизни, то ли в интервью захотел добавить красок своей биографии:
- Я по рождению не цыган, но в 2010 году увидел вещий сон. Мне снилось, что я стою в неком пространстве без верха и низа, передо мной огромная очередь цыган к Богу. Он сидит на троне на фоне огромного деревянного колеса. Уже потом я узнал, что такое колесо - это всемирный символ цыган. Я подошел к Богу и сказал: “Хочу быть с вами”, и это существо поставило мне на ладонь печать в виде лошади. Проснувшись, я понял, что это не просто сон, и пошел искать общину люли. Они не формалисты - послушали про сон, поглядели мне в глаза и разрешили присоединиться к ним. Мне в Бухаре выделили дом и жену.
- У вас есть дети?
- Нет, видимо, во мне недостаточно любви, всю любовь я потратил на люли. Конечно, принять другой уклад жизни непросто. Мы живем во времена культа чистоты. А у люли нет даже слова, обозначающего грязь. У них совсем другое отношение к этому. Но это счастливые люди, они хорошо живут.
- Чем они отличаются принципиально от рома?
- Рома - христиане, но это уже давно не те цыгане, которых нам преподносила советская пропаганда. Сейчас представители этноса гораздо чаще фигурируют в связи с криминальными скандалами, фальшивым золотом, нар­которговлей. От былой славы остался разве что знаменитый ансамбль.
- Чем же занимаются люли?
- Это попрошайничество и сбор мусора. Но это особенные люди, им и не надо работать.
- Значит, вам тоже не надо работать?
- А я и не работаю. Выставка и спектакль в Алматы - это то, чего хочет мое сердце, то, ради чего я готов умереть. И я не пытаюсь своими картинами что-то доказать и изменить. Люли вполне самодостаточный народ, который сам отвечает за свою честь и достоинство.
А еще Александр предупредил, что на выставку закрыт вход для гопников, нацистов и полицейских:
- У всех этих людей есть места, где они могут тусоваться, пусть там и собираются.
Картины из серии “Цыганские мадонны” показываются обычно за границей Узбекистана, а не внутри страны, где к представителям люли отношение сложное. А чтобы беспрепятственно провезти работы через таможню, Александр упаковывал их в комплекты постельного белья, якобы предназначенные для подарка к свадьбе.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть