1056

Игра в независимость

Почему Курдистан не станет отделяться от Ирака

В минувший понедельник в Иракском Курдистане прошел референдум о независимости автономии от остального Ирака. По прогнозам, большинство проголосовало за отделение от Ирака. Однако, по мнению многих экспертов, Курдистан не намерен отделяться - его лидер Масуд БАРЗАНИ использует голосование для давления на Багдад.

В минувший понедельник в Иракском Курдистане прошел референдум о независимости автономии от остального Ирака.
По прогнозам, большинство проголосовало за отделение от Ирака. Однако, по мнению многих экспертов, Курдистан ненамерен отделяться - его лидер Масуд БАРЗАНИ использует голосование для давления на Багдад.
Голосование началось в 8 утра по местному времени и должно было завершиться в 18.00. Однако к вечеру стало известно, что курдистанская Высшая независимая комиссия (отвечает за проведение выборов) продлила работу некоторых избирательных участков на один час, до 19.00, так как “в труднодоступных районах люди не успели проголосовать”, сообщило курдское агентство Rudaw. В столице курдской автономии Эрбиле участки завершили работу вовремя. К 17.00, по данным Reuters, явка составила 76%. Официальные результаты референдума станут известны в течение 72 часов. Но, по вчерашним предварительным данным, более 93% участников референдума проголосовали за независимость.
На референдуме избирателям нужно было ответить на один вопрос: “Хотите ли вы, чтобы регион Курдистан и курдские территории за его пределами стали независимым государством?” Всего на территории Иракского Курдистана проживает около 5,5 млн. человек, из них, по данным Высшей независимой комиссии, правом голоса обладают 5,2 млн. человек, сообщило агентство Reuters. Однако позже телеканал Rudaw уточнил, что правом голоса обладали 4,6 млн. человек, а проголосовали 3,3 млн. В голосовании участвовало население не только трех провинций, официально входящих в состав курдской автономии, но и других подконтрольных курдам провинций, в частности Киркука. Референдум прошел и в местах компактного проживания курдов в провинциях Найнава и Дияла.
Референдум прошел, несмотря на недовольство со стороны центральных властей в Багдаде и соседних Турции и Ирана, где также проживает курдское население. Иракские власти считают референдум незаконным и противоречащим Конституции страны. Против инициативы Эрбиля выступили все арабские государства, западные страны, в том числе США. И только Израиль поддержал право курдов.
Россия же не заинтересована в разрастании конфликта между курдами и иракскими властями, так как имеет контракты в нефтегазовой сфере и с той и с другой стороной, говорит востоковед, преподаватель ВШЭ Леонид ИСАЕВ. По мнению эксперта, разрыв отношений между Багдадом и Эрбилем может поставить Россию в ситуацию, когда ей придется выбирать, с кем вести сотрудничество. В Ираке работают “Роснефть”, ЛУКОЙЛ, “Газпром нефть”.
В день референдума Иран по требованию Багдада заблокировал участок границы с курдской автономией, сообщил официальный представитель МИД Ирана Бахрам ГАСЕМИ. Он заявил, что Иран расценивает действия властей Курдистана как “неправомерные” и “подрывающие суверенитет и национальную целостность Ирака”.
С угрозами в адрес правительства Курдистана в понедельник выступил и президент Турции Реджеп Тайип ЭРДОГАН. Он назвал референдум “сепаратистским” и неприемлемым и напомнил, что Турция не признает результаты плебисцита, “ставящие под угрозу мир и стабильность не только в Ираке, но и во всем регионе”. Эрдоган заявил, что на участке границы с Ираком турецкие вооруженные силы закрыли КПП “Хабур”. Он также предупредил иракских курдов, что Анкара может в знак протеста перекрыть нефтепровод, по которому идут поставки из Северного Ирака. Среди возможных мер противодействия властям Курдистана он также назвал экономические санкции. Кроме того, Анкара уже объявила, что прекратит подготовку курдских формирований пешмерга, которая проводилась в рамках совместной борьбы с террористами “Исламского государства” (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ).
Власти Ирака пытались пресечь проведение референдума, однако статус региона серьезно ограничивает их возможности. Парламент Ирака в понедельник одобрил законопроект, который позволит отстранить от работы чиновников и госслужащих, принявших участие в проведении референдума. Им могут прекратить выплачивать зарплаты и лишить всех привилегий. В тот же день иракский парламент потребовал от премьер-министра Хейдара аль-Абади направить войска в спорный Киркук, “чтобы защитить безопасность граждан, находящихся в оспариваемых районах”. Богатая нефтяными месторождениями провинция Киркук не входит в состав Иракского Курдистана, однако находится с 2014 года под контролем сил пешмерга, которые отбили ее у террористов ИГ.
Ситуацию в регионе усугубляют военные маневры, которые проводят и Турция, и Иран. Премьер Турции Бинали ЙЫЛДЫРЫМ заверил, что Турция не намерена вступать в военный конфликт с курдской автономией, но будет защищать свою национальную безопасность. Накануне референдума сухопутные войска Корпуса стражей исламской революции Ирана начали масштабные военные учения “Мохаррам” в районе Ошневие в юго-западной части Ирана на границе с Иракским Курдистаном. Кроме того, Высший совет нацио­нальной безопасности Ирана закрыл свое воздушное пространство в приграничных территориях и отменил все рейсы в курдские Сулейманию и Эрбиль, сообщил иранский телеканал PressTV.
Прошедший референдум - “это не более чем игра в независимость” и “шантаж” со стороны Барзани, считает Леонид Исаев. По его словам, Курдистану невыгодно отделяться, так как выход из состава Ирака подорвет основы экономики региона. Исаев отмечает, что Эрбилю и так предоставлены “колоссальные преференции” со стороны Багдада. “Такими полномочиями, которые имеет Иракский Курдистан, не располагает ни один другой субъект”, - говорит Исаев. У Курдистана есть собственные вооруженные силы, возможность вести дипломатическую деятельность и заключать в обход Багдада экономические контракты. Исаев говорит, что референдум был нужен Барзани, чтобы, показав себя борцом за независимость курдов, заручиться поддержкой населения перед предстоящими в ноябре 2017 года всеобщими выборами.
Исаев полагает, что вероятность полномасштабного военного конфликта между курдами и противниками референдума - будь то Багдад, Иран или Турция - минимальна. По словам эксперта, Эрбиль не решится отделиться от Ирака, так как в противном случае окажется в “полной изоляции и враждебном окружении”.
РБК

P.S. Власти Ирака отказываются обсуждать с представителями Иракского Курдистана итоги референдума о независимости региона. Об этом заявил вчера премьер-министр страны Хейдар аль-Абади. “Мы не готовы дискутировать или вступать в диалог по поводу итогов референдума, так как он неконституционен”, - заявил глава иракского правительства. Премьер Ирака указал, что Багдад способен защитить от насилия всех граждан страны, в том числе проживающих на севере и северо-востоке, где прошел референдум. Он также сообщил, что в ходе голосования имели место “фальсификации, манипуляции и угрозы гражданам”.

Только факты

Богатый регион

Автономия Иракского Курдистана входит в состав Ирака и расположена на северо-востоке страны. Она состоит из трех провинций - Дохук, Эрбиль и Сулеймания. Площадь региона составляет почти 40 тыс. кв. км, на ней проживают 5,5 млн. человек. Курдистан - богатый нефтяной регион, основной импортер - Турция.
После многолетнего военного конфликта между курдской оппозицией и правительством Ирака в 1970 году противоборствующие стороны подписали соглашение о создании курдской автономии. Соглашение не было реализовано, что привело к новому многолетнему вооруженному противостоянию. В 1991 году отрядам пешмерга (вооруженные силы Курдистана) удалось окончательно выбить иракские правительственные войска с территории Курдистана. Ратифицированная в 2005 году новая Конституция Ирака присвоила курдским территориям статус широкой автономии, а также установила два официальных языка - арабский и сорани.
РБК

Поделиться
Класснуть

Свежее