1236

Четыре минуты до смерти

Версия теракта среди основных причин катастрофы российского пассажирского самолета Ан-148 пока не рассматривается, хотя и не отбрасывается окончательно

Возгорание в двигателе, неисправность датчика скорости, возможное обледенение и ошибка в пилотировании пока считаются наиболее вероятными причинами катастрофы Ан-148 “Саратовских авиалиний”, произошедшей в воскресенье в Подмосковье и унесшей жизни шести членов экипажа и 65 пассажиров. При этом события развивались настолько стремительно, что экипаж не успел ни сообщить о каких-либо проблемах диспетчерам, ни попытаться совершить аварийную посадку. Теракт пока считается маловероятным, хотя даже предварительные выводы можно будет сделать только после тщательного осмотра обломков самолета и изучения записей “черных ящиков”.

В воскресенье до позднего вечера сотрудники Следственного комитета России (СКР) и прокуратуры работали в компании “Саратовские авиалинии”, аэропортах Орска и Домодедово и ПАО “Воронежское авиастроительное объединение”. Изымалась эксплуатационная документация на потерпевший крушение Ан-148 (бортовой номер 61704, выпущен в 2010 году), следователи начали допрашивать сотрудников аэропорта, готовивших самолет к вылету, и авиадиспетчеров. “Следователи проверят все возможные версии авиакатастрофы, в том числе погодные условия, человеческий фактор, техническое состояние самолета и другие возможные варианты развития событий”, - сказали в СКР. “В ходе проверки будет дана оценка соблюдения требований законодательства в ходе осуществления технического обслуживания воздушного судна, работы диспетчерских и наземных служб”, - добавили в Генпрокуратуре. Уголовное дело возбуждено по статье “нарушение правил безо­пасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц” УК РФ .
По данным источников газеты “КоммерсантЪ”, в воскресенье у правоохранителей еще не было достаточно информации, чтобы выдвинуть одну приоритетную версию катастрофы. Рейс 6W 703 Москва - Орск по расписанию должен был вылететь в 14.00, однако разрешение на взлет получил с опозданием, и самолет оторвался от земли, по данным правоохранителей, в 14.24. Полет длился несколько минут, все это время экипаж не проявлял никакого беспокойства.
Как свидетельствует аудиозапись переговоров пилота с диспетчерским пунктом, сообщений о каких-либо проблемах с самолетом диспетчерам не поступало, не было слышно и криков отчаяния, свидетельствующих, что экипаж внезапно попал в чрезвычайную ситуацию. Самолет просто не отвечал на запросы, которые в последние десятки секунд ему направляли уже и с соседних аэродромов, в том числе с Жуковского.
При этом радары зафиксировали некоторую странность в поведении самолета непосредственно перед падением. Набрав высоту примерно в 1800 м и скорость около 600 км/ч, лайнер неожиданно резко нырнул вниз до 1500 м, затем набрал прежнюю высоту и сразу же рухнул на землю. Последний раз он был виден на экранах диспетчеров в 14.28 на высоте около 900 м.
Как сообщили в “Саратовских авиалиниях”, командир экипажа Валерий ГУБАНОВ имел солидный опыт работы: общий налет у него составлял 5 тыс. часов, на Ан-148 - 2800 часов. До перехода в гражданскую авиацию он служил в военной, участвовал в боевых действиях. У второго пилота Сергея ГАМБАРЯНА опыта было мало, имел на своем счету 812 часов налета, однако могло ли это обстоятельство как-то повлиять на действия экипажа, можно будет установить только после расшифровки “черных ящиков”.
Некоторые возможные причины катастрофы были отброшены уже в воскресенье. Так, отпала вероятность заправки самолета некачественным топливом: им же в воскресенье заправлялись еще десятки бортов, и ни у одного не возникло проблем. Не нашли сотрудники МЧС на месте трагедии и обломков какого-либо другого воздушного суда, с которым мог бы столкнуться самолет. Тем более что Ан-148 был оснащен системой предупреждения столкновений TCAS, и о приближающейся опасности экипаж наверняка предупредил бы диспетчеров.
Пока наиболее вероятными источники и опрошенные “Ъ” специалисты считают несколько версий. Одна из них - моментальное разрушение двигателя во время полета. Отметим, что в этом случае лопасти двигателя могут в считаные секунды разрушить фюзеляж, после чего самолет рухнет на землю. Косвенным подтверждением этой версии являются и кадры с места трагедии с найденным спасателями разрушенным двигателем Ан-148.
Отметим, что правоохранители уже выяснили одну деталь: примерно год назад специалисты Рос­транснадзора установили, что масло в редукторах борта 61704 заменялось и промывка масляных фильтров осуществлялась лишь раз за 750 летных часов - вдвое реже по сравнению со штатными сроками.
Кроме того, говорят собеседники “Ъ”, нельзя исключить и обледенение самолета в полете. Хотя, как уже установили правоохранители, на борту были проведены все необходимые предполетные мероприятия, командир экипажа отказался проводить противо­обледенительные работы. Это объясняется тем, что прогноз погоды позволял сделать это. К тому же обледенение самолета, как правило, происходит сразу после взлета, а не спустя несколько минут. Но нестабильная погода, считают опрошенные “Ъ”, могла внести неожиданные коррективы.
Наконец, источники “Ъ” считают, что нельзя исключать возможности поломки указателя скорости самолета, как это случилось у Ан-148 при катастрофе в 2011 году (погиб экипаж из шести человек). Тогда, ориентируясь на заниженные показания скорости, пилот увеличивал ее до тех пор, пока у самолета не загорелись двигатели. После этого самолет стал разваливаться в воздухе.
Версия теракта пока среди основных не рассматривается, хотя и не отбрасывается окончательно. Даже самые предварительные выводы на этот счет можно будет делать после первичных исследований “черных ящиков” (в воскресенье на месте катастрофы был найден один из них) и исследования обломков самолета на наличие остатков взрывчатых веществ. Кроме того, эксперты отмечают, что террористы-смертники обычно дожидаются того момента, когда им дадут возможность встать с кресла и отойти в сторону, чтобы беспрепятственно совершить самоподрыв.
Отметим, что почти все опрошенные жители близлежащих к месту катастрофы населенных пунктов утверждают, что слышали взрыв, однако он, говорят источники “Ъ”, почти наверняка произошел при детонации топливных баков при падении лайнера на землю. Дело в том, что рейс до Орска занимал около двух часов, необходимости в полной заправке не было, поэтому в баках, скорее всего, находилась взрывоопасная воздушно-топливная смесь.
“КоммерсантЪ”

Когда номер был готов к печати

В скором времени доклад о причинах падения самолета Ан-148 “Саратовских авиалиний” вряд ли появится, сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий ПЕСКОВ.
“Очевидно, времени для выявления причин прошло недостаточно, ожидания эти преувеличены”, - ответил Песков на вопрос журналистов, может ли комиссия по расследованию причин катастрофы предоставить президенту РФ Владимиру ПУТИНУ доклад в понедельник.
Пресс-секретарь отметил, что информация о ходе поисковых работ президенту докладывается постоянно.
Тем временем на месте крушения самолета Ан-148 “Саратовских авиалиний” в Подмосковье найдены оба “черных ящика”, сообщил вчера Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который расследует обстоятельства и причины катастрофы. В комитете отметили, что оба самописца “имеют сильные повреждения, но, по предварительным данным, пригодны для расшифровки”. Кроме того, в ходе поисковой операции было обнаружено более 400 фрагментов тел погибших.
По данным Следственного комитета РФ, взрыва или возгорания до столкновения с землей на борту самолета не было. Ранее источник, знакомый с ходом следствия, рассказывал, что двигатели работали вплоть до столкновения с землей, самолет не разрушился в воздухе.
“Саратовские авиалинии” решили приостановить полеты других Ан-148, которые имеются в воздушном парке авиакомпании.
РБК, Газета.Ru

Поделиться
Класснуть