2581

Сакен CАРСЕНОВ, вице-министр транспорта и коммуникаций: Мы перешагнули точку невозврата

В октябре 2014 года под эгидой ООН в Казахстане соберутся более 50 больших чиновников из разных стран,
чтобы обсудить последние мировые тенденции продвижения электронного правительства. О том, почему для такого диалога была выбрана именно наша страна, где eGov является относительно молодым проектом, рассказал вице-министр транспорта и коммуникаций Сакен САРСЕНОВ.

- Сакен Сейтжаппарович, ежегодный глобальный форум электронного правительства традиционно принимала Южная Корея. Теперь он приезжает в Казахстан. С чем связан такой выбор?
- В прошлом году, вы помните, в рейтинге ООН по развитию электронного правительства Казахстан занял второе место по показателю “е-участие” (его критерии оценивают доступность законов, правил, информации об услугах, отражают взаимодействие между гражданами и правительством, участие граждан в процессе принятия решений. - В. Ш.). На первой позиции была Южная Корея. Собственно, тогда мы и привлекли к себе внимание. Казахстанское электронное правительство хоть и очень молодой проект, но уже достаточно успешный: у него есть свое лицо, своя специфика. Это увидели международные эксперты и предложили провести форум в 2014 году на нашей площадке. Мы были не против, потому что это и обмен опытом, и потенциальные партнеры для казахстанских компаний - создателей отечественного электронного правительства.
- Как вы оцениваете сегодняшний уровень развития электронного правительства в Казахстане?
- Сегодня уже полностью сформирована инфраструктура электронного правительства - это та невидимая для населения часть, над которой мы работали совместно с госорганами на протяжении пяти лет: серверы, базы, информационные системы... Последние два года мы делаем “видимую” часть - оказываем электронные услуги. Сегодня посредством портала можно получить уже 180 электронных услуг и 300 разрешительных документов, а все лицензии выдаются исключительно в е-формате. То есть настало время, когда граждане могут почувствовать на себе преимущества электронного правительства: получить справки за несколько минут, устроить ребенка в садик, даже зарегистрировать бизнес. И число тех, кто уже эти преимущества оценил, постоянно растет. Только в этом году мы выдали 2 млн. электронных подписей. Это почти в пять раз больше по сравнению с прошлым годом.
Если говорить про е-услуги, то в этом году их было оказано в 3,5 раза больше. Увеличивается количество и тех, кто через eGov оплачивает штрафы, пошлины и налоги: на 3 декабря сумма всех платежей через портал составила 1 млрд. тенге. Для примера: за весь прошлый год эта сумма составила только 142 млн. тенге, а еще годом ранее - всего 19,5 млн. С уверенностью могу сказать: мы уже перешагнули точку невозврата, то есть тот порог, после которого количество пользователей электронного правительства будет расти в прогрессии, как это было когда-то с Интернетом.
- Тем не менее ловко пользоваться компьютером может не каждый. Какой уровень грамотности необходим, чтобы пользоваться всеми возможностями eGov?
- Если человек может зайти в Интернет, пользоваться почтовым сервисом и флеш-картой, то этого достаточно. За последние несколько лет мы очень сильно упростили работу с порталом. На начальном этапе действительно даже процедура подписания запроса электронной подписью вызывала много проблем: надо было устанавливать вспомогательные программы, что очень усложняло работу. Сегодня вы просто указываете путь к ЭЦП, она прикрепляется, и запрос подписывается.
- Какие планы по дальнейшему развитию eGov?
- Во-первых, будем продолжать автоматизацию услуг, тут еще много работы. Во-вторых, сейчас мы держим курс на развитие мобильного правительства, ведь сегодня сотовый телефон - это уже не роскошь, а необходимость, и он, да еще и не один, есть практически у каждого гражданина. В прошлом году мы уже разработали мобильное приложение, адаптировали к нему электронную подпись, запустили первые услуги, недавно к ним добавили еще четыре. Теперь через телефон можно получить адресную справку, подать заявку на очередь в детский сад, производить платежи, получить справку о наличии или отсутствии зарегистрированных прав (обременений) на недвижимое имущество и о его технических характеристиках, о зарегистрированных и прекращенных правах на недвижимость, а также просмотреть номер очереди на жилье в государственном жилищном фонде.
- А что будет с ЦОНами, учитывая рост желающих получать электронные услуги самостоятельно? Сотрудники не останутся без дела?
- Пока над этим вопросом думать рано. В ЦОНах у нас сегодня оказывается 171 услуга, два года назад их было 59, при этом всего в реестре порядка 600 государственных услуг. Мы стараемся, чтобы как можно больше услуг граждане могли получать через одно окно. Соответственно, снижая нагрузку на операторов за счет перевода части клиентов на формат самообслуживания, мы будем вводить в ЦОНах все новые и новые услуги. Что будет с ЦОНом в будущем, пока сказать не могу, но если они и будут через 10 лет, то точно не в таком виде, как сейчас. Скорее это будут просто площадки для самообслуживания с консультантами.
- Кстати, о секторах самообслуживания. Как это новшество восприняло население?
- Поначалу очень скептически: многие даже предпочитали подождать в очереди, вместо того чтобы самостоятельно получить услугу через компьютер. Но ситуация достаточно быстро изменилась. И многие из тех, кто однажды получил услугу с помощью консультанта, теперь знают, как получить ее самостоятельно, не выходя из дома.
- А на ближайшую перспективу запланированы ли какие-то перемены в работе ЦОНов? Или проведение модернизации и изменение бизнес-процессов были последним этапом?
- Всегда есть к чему стремиться. Несмотря на то, что после модернизации удовлетворенность граждан работой ЦОНов повысилась с 65 до 82 процентов, нам еще есть над чем работать. Поэтому недавно мы запустили услугу по выезду сотрудников ЦОНов для обслуживания на дому людей с ограниченными возможностями. Сейчас в центрах организуем специальные окна, где будут обслуживать беременных женщин, ветеранов, чтобы они не ждали в очереди. Так что планов много.
- А специализированные ЦОНы оправдали ваши ожидания?
- Они не только оправдывают, но и превосходят наши ожидания! Как вы помните, идея создания таких центров появилась два года назад. Глава государства поручил нам с МВД сделать пилотный проект и посмотреть, как этот образец будет работать. В результате в сфере регистрации автотранспорта и выдачи водительских удостоверений практически на ноль свелась коррупция. Работа проходит в прозрачных условиях. Гражданин приехал, загнал машину в ангар, сотруднику полиции отведено 5-10 минут, чтобы сверить машину и занести информацию к себе в компьютер. Далее гражданин оставляет свою машину, идет в основное здание. Если у него есть штраф или налоговые задолженности, он их на месте оплачивает. Так что в течение двух часов можно зарегистрировать свой автотранспорт.
Что касается сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, то их принимает система, а не сотрудник дорожной полиции или сотрудник ЦОНа. Поэтому, если гражданин хорошо подготовлен, он сдает экзамены, если нет - получает то, что заслужил. Если экзамен не сдан, то обижаться надо только на самого себя.
- Когда планируете открыть специализированные ЦОНы во всех регионах?
- Сегодня они работают в четырех городах - Караганде, Алматы, Актау и Астане. До конца года планируется запустить ЦОН в Таразе. В следующем году на очереди Петропавловск, Павлодар, Кызыл­орда, Талдыкорган, в 2015 году - остальные областные центры.


Валерий ШМАКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы


Материал опубликован в рамках государственного информационного заказа.

Поделиться
Класснуть