2270

Будущее под напряжением

Недавно попалась на глаза старая обложка журнала Forbes: на ней изображен исполнительный директор Nokia с фирменным аппаратом у уха и риторическим по тем временам вопросом: сможет ли кто-то обойти короля телефонов? А это ноябрь 2007 года, всего-то десять лет назад. И где теперь бывший непревзойденный производитель лучших в мире телефонов? При том, что сами мобильники за это мгновенное десятилетие не просто качественно преобразились, но и преобразили нашу жизнь.
Параллель же эта пришла на ум после прошедшего информационного повода: в Казахстане приступят к серийному производству… электромобилей. Об этом две недели назад сообщил первый вице-министр по инвестициям и развитию Алик АЙДАРБАЕВ на форуме машиностроителей Казахстана в Астане. Дескать, проведены масштабные исследования о возможности эксплуатации автомобилей в климатических и инфраструктурных условиях нашей страны, идет работа по понижению стоимости электромобиля для конечного покупателя, начата работа по развитию инфраструктуры для электрических автомобилей. Опытный выпуск автомомашин на электротяге уже апробирован, в Костанае определились с моделью для серийного производства, это будет JAC iEV7.
Да, все это соответствует глобальному тренду - мировые производители Европы и США объявляют о полном отказе от выпуска и продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Власти Китая предпринимают усилия для более глубокой интеграции электромобилей в транспортную инфраструктуру. С 2018 года правительство КНР собирается обязать всех автопроизводителей выпускать как минимум 8 процентов электромобилей либо платить непомерные штрафы. Также правительство Поднебесной выступило с инициативой до 2020 года заменить весь городской автобусный транспорт электробусами. При этом в одном только Гуаньчжоу до конца 2017-го будут заменены электробусами 30 тысяч маршрутных автобусов.
На российском рынке прогнозируется, что к 2020 году 4-5 процентов общего объема продаж будет приходиться на электрокары. В 2016 году уровень продаж электромобилей во всем мире поднялся до рекордной отметки в 750 тысяч. По данным международных агентств, объем электромобилей в мире растет с
2010 года, в 2016-м он переступил 2-миллионный порог.
Хотя для нас планы электроавтомобильного производства имеют эпатажный оттенок: мы ведь не так давно начали выпуск бензиновых и дизельных иномарок. Впрочем, кто не поспешает, тот не догонит. А время только ускоряется. Обезьяне, чтобы спуститься с дерева, потерять шерсть, хвост и научиться привязывать камень к палке, потребовалось три миллиона лет. От начала первичных цивилизаций, превративших нас в социальных и политических животных, прошло где-то шесть тысяч лет. XIX век - век пара и XX - век электричества ускорили научно-технический прогресс в разы, десятки и сотни раз, а XXI век - век микроэлектроники скоро окончательно запихнет нас в виртуал. Максимум два десятилетия осталось до появления такого Wi-Fi, который непосредственно соединит мозг человека с компьютером и Всемирной сетью, и получится существо, возможности и образ жизни которого мы даже не представляем.
А в чем концентрируется весь мировой научно-технический прогресс? В той самой сотке, стремительно превратившейся в смартфон, и в… автомобиле, конечно.
И вот что интересно: как степь сама по себе растит траву для пастбищ, так неторопливый Казахстан вполне может оказаться именно электроавтомобильной державой будущего. Все дело в инфраструктуре: в свое время создание сети бензозаправок определило едва ли не всю мировую экономику и геополитику, почти все войны отсюда. А электромобилю всего-то и нужно, что придорожная электророзетка. Тогда как Казахстан уже опутан высоковольтными и прочими линиями электропередачи с достаточными при них электростанциями.
А что будет составлять конкуренцию электромобилю в постбензиновую эру? Автомобиль с двигателем на водороде, дающим на выхлопе чистую воду. Откуда же возьмутся водородные заправки? От электролизеров, питающихся электричеством... Опять все замыкается на необходимости повсеместного дешевого и мощного электроснабжения. В чем Казахстан имеет безусловное конкурентное преимущество, и не только как богатая солнцем и ветром, но и… углем страна.
Угольный кВт/ч, для сведения, стоит в два раза дешевле газового, атомного и ветрового и в три раза - солнечного. Причем на наших просторах и при современной газоочистке угольные мощности можно наращивать при минимальном экологическом ущербе.
У нас есть Экибастуз, который еще товарищи коммунисты планировали как энергетическую столицу всей Евразии. Были построены - осталось только включить - уникальные ЛЭП с напряжением более
1 миллиона кВ постоянного и переменного тока Красноярск - Барнаул - Экибастуз - Тамбов для соединения дешевых сибирских ГЭС с европейской частью. И еще они же начали строить Балхашскую ТЭС как срединную опору энергомоста из центра Казахстана на юг страны и всю Среднюю Азию. Эта станция и сейчас в правительственных планах, ее ввод сделает нас энергодостаточными лет на тридцать вперед.
А кому все же не хочется видеть новые дымовые трубы, пожалуйста, в Казахстане насчитывается 2174 реки, годные для устройства средних и малых ГЭС с суммарным потенциалом 19,6 тысячи МВт и годовой выработкой 172,6 млрд. кВт/ч - это примерно в два раза больше, чем вся нынешняя.
Короче, пока на бензиновом поле разыгрываются непростые сценарии, электроавтопроект в Казахстане тоже пытается не отставать от тенденций. Если над инициаторами электроавтомобилей в Казахстане недавно почти смеялись, то теперь производители с мировым именем выставляют свои электрокары на казахстанских площадках. Такие игроки, как BMW, уже просчитали стоимость и определились с моделями для Казахстана. На том же форуме машиностроителей компания Heulies Bus - мировой производитель электроавтобусов - заявила о желании выйти на наш рынок. Там же “КазПолитех” продемонстрировал разработанную и собранную локально оригинальную электроавтозаправку. В работе курируемый правительственными ведомствами проект по установке электрозаправочных станций в обеих столицах и по трассе между ними.
Но без мощной господдержки не обойтись, особенно на первых порах продвижения электроавто. Так, Германия напрямую субсидирует создание инфраструктуры, инвестирует производство, дает скидки на покупку электрокара. Великобритания освобождает электротранспорт от налогов, обеспечивает бесплатный проезд и парковки в Лондоне. В Литве, например, тоже освобождение от налогов и пошлин, выделенная вместе с автобусами полоса для движения, бесплатные парковки.
Что-то такое надо запускать и у нас.

Петр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее