3405

Стремительно опаздывающий кодекс

Новый Налоговый кодекс: перемен много, толку мало

“Больного нарумянить, операцию отложить” - под таким заголовком в газете “Время” от 20 сентября вышел наш анализ подготовленной правительством новой редакции Налогового кодекса, который (если парламент его вовремя примет, оговаривались мы еще тогда) должен вступить в действие с 1 января стремительно приближающегося 2018 года. И вот наш чуть менее стремительный парламент почти уже подошел к его принятию: депутаты мажилиса согласились с замечаниями сената, и осталось только (отгуляв все положенное на День независимости) дружно и окончательно проголосовать за него.

Повторим и то, сказанное в прошлый раз, что новая редакция кодекса в целом направлена на все хорошее. Министр национальной экономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ обещал, что с принятием новшеств уменьшатся налоговые споры, снизится число проверок, упростится администрирование. Переработка сырья получит стимулы, будут поддержаны кредитование, агропромышленный комплекс, а малый и средний бизнес получит удобные режимы. И мы ему верим.
При небольших неудобствах, правда, связанных с постоянным стремлением к еще лучшему. К примеру, тот самый малый бизнес, в массе своей действующий в формате индивидуального предпринимательства и на основе патента, уже сейчас должен заполнять и сдавать в налоговые органы форму по расчету стоимости этого самого патента, сразу внося и плату на весь следующий год. Плату же эту разработчики кодекса обе­щали снизить до 1% от предполагаемого дохода, но в стандартном бланке по-прежнему стоят 2%. Так что ипэшникам остается только устно радоваться обещанному послаблению, раскошеливаясь по-старому.
И вообще, если послушать малых предпринимателей, никто из них не оспаривает прогрессивную сущность следующих и следующих нововведений, жалуются только на… замороченность.
Вот, например, хотя масса бухгалтеров малых предприятий еще в глаза не видела новый кодекс, они уже предвкушают, как в нем все будет переставлено. Так, сейчас все главы и разделы расписаны по видам налогов, а будет, говорят, по категориям плательщиков. Наверное, это гораздо (кому-то) удобнее, но… опять придется перепривыкать. В действующем кодексе, пусть даже он наполовину расцвечен выделенными красным изменениями-дополнениями, опытный бухгалтер знает, в какую статью сразу нырять. Теперь же этот новый замечательный толстый том придется штудировать заново.
К тому же (а вот это и есть самый жалобный момент в стенаниях бухгалтеров малого бизнеса) не выбиваться из многочисленных и постоянно совершенствуемых требований Налогового кодекса - задача очень-очень непростая.
Хорошо, есть электронное правительство, много чего можно делать виртуально, например, не выходя из дома, зарегистрироваться в той или иной форме предпринимательства. Но… лучше не рискуйте, поскольку иметь высшее экономическое образование и даже бухгалтерские навыки здесь будет маловато. Чтобы не нарваться на штраф или неожиданную блокировку банковской карточки, надо ежемесячно отслеживать все новости и тонкости, не забывать подписываться на соответствующие вебинары.
А с этим, опять-таки, все замечательно: желающий поддерживать хорошую форму бухгалтер всегда найдет, и за относительно небольшую плату, соответствующие консультационно-обучающие структуры. Это, можно сказать, уже целая индустрия: и в налоговых органах масса штатных специалистов занята, извините, разной бюрократической мелочовкой, и вокруг этого на рынке кормится множество действительно квалифицированных специалистов.
Мелочовкой же это можно назвать по бюджетной отдаче, для иллюстрации чего мы составили любопытную таблицу.
Здесь, поскольку бюджет утверждается на три года, две строчки: как 2018 год виделся в конце
2015-го, при утверждении бюджета 2016-2018, и как видится сейчас. А налоги мы расположили по ранжиру в процентах от всей доходной части. Три главных вывода: свежий бюджет выглядит даже оптимистичнее, ведь трансферт из Нацфонда удалось снизить с 34 до 31%. Второе: и 31% - это опасно, недопустимо много. И третье: самое большое наполнение - это корпоративный подоходный налог, НДС и таможня - остальное почти несущественно, и ради этого не стоит излишне мучить малый бизнес, налоговые и бухгалтерские кадры.
Зато пришла пора серьезно разобраться с каждым из представленных налогов. Пора отказываться от НДС: это очень замороченный и коррупционно емкий налог, больше всего фискалов и бухгалтеров приковано к нему, и от него активнее всего уходят с помощью разных липовых счетов-фактур. К тому же НДС давит на оборотные средства предприятий и фактически на и так низкие у нас зарплаты. Правильнее же делать акцент на налогообложение прибыли корпораций, повышать отдачу от природных ресурсов и госсобственности. И конечно, заменять плоскую шкалу налогообложения заработной платы на прогрессивную.
Впрочем, как мы сказали выше, больной нарумянен, операция отложена.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть