3897

Народные банки второго уровня

Представьте, уважаемый читатель, что вам предложили присоединиться к запросу, сколько всего было принято и реализовано программ поддержки банковского сектора страны со стороны государства из средств правительства, Нацбанка, Нацфонда за период с 1992 по 2018 год. Да еще с просьбой расшифровать: сколько средств было выделено на эти программы и как они были реализованы или реализуются? какие банки и в каком объеме получили помощь со стороны государства? на каких условиях предоставлялись эти средства каждому из получивших помощь банков (проценты, сроки возврата, обеспечение возвратности)? сколько из выделенных государством финансовых средств банками было возвращено (основной долг плюс проценты в разрезе каждого банка и в какие сроки)? Поддержали бы вы такое любопытство?

Уверен, 99,9 процента казахстанцев из числа уже обучившихся читать и писать поставили бы свою подпись под таким запросом. Еще бы, ведь из самого контекста вопросов ясно, что банки, регулярно и почти безвозвратно впитывающие госпомощь, давно уже фактически государственные. Только почему-то продолжают числиться за акционерами-частниками.
Более того, все наши основные коммерческие банки, если судить по источникам оказываемой им помощи, фактически уже и народные. Доказательства? Пожалуйста. На данный момент в них закачано одних только пенсионных накоплений граждан - и без всякого согласия с их стороны! - 1,56 триллиона тенге!
А поскольку вся такая государственно-народная благо­творительность в пользу частных банков идет через главный - Национальный банк, к нему, естественно, и должны быть обращены все вопросы.
И выше поставленные - далеко не все из тех, что волнуют наше население. Например, давно уже пора спросить у главы Нацбанка: во сколько оцениваются потери государства (а заодно и народа) с учетом девальваций тенге, регулярно-неожиданно проводимых и при нынешнем, и при предыдущих председателях?
И такой еще разрез вызывает интерес: чем еще кроме очерченной законом компетенции увлекается Нацбанк - по закону или без? Если конкретно, то в каких организациях Нацбанк имеет долю участия и является акционером РГП или АО? Сколько стоит их содержание? Каковы финансовые результаты деятельности этих структур за период с 2014 по 2017 год? Планирует ли Нацбанк создать новые или сократить существующие подведомственные структуры, в какие сроки?
И, разумеется, вопрос насчет того, не устал ли наш разнонаправленный регулятор контролировать сам себя. Какова позиция Нацбанка в вопросе восстановления отдельного госоргана по надзору и контролю финансового рынка и финорганизаций?
Короче, прочитай все такие вопросы обычный гражданин нашей страны, немедленно разразился бы какой-нибудь такой сентенцией: “Для чего тогда надзорный орган нам? Меня это возмущает! Мы им говорим, что будет плохо, то-се, нельзя подвергать банкротству... Надо подвергать банкротству! Или пусть вставляют деньги. Эти акционеры, они же никуда не делись, все здесь же. Они создали банк, для того чтобы накопить деньги и потом вытащить оттуда. Это же среди белого дня воровство!”
Все правильно, все такие жесткие слова совершенно к месту. Нам осталось только кое-что уточнить и расставить в хронологическом порядке.
Так вот, слова насчет воровства среди белого дня принадлежат главе государства Нурсултану НАЗАРБАЕВУ. И сказаны они были на расширенном заседании правительства еще 9 февраля. А фактически процитированный нами запрос в адрес председателя Нацбанка Данияра АКИШЕВА принадлежит председателю комитета сената Дариге НАЗАРБАЕВОЙ. И если учесть, что при недавнем визите Дариги Нурсултановны в Москву с ней не преминули встретиться спикеры обеих палат российского парламента да и на широко разошедшейся по СМИ фотографии Дональда ТРАМПА с нашим президентом в Вашингтоне именно Назарбаева попала в кадр вместе с ними, руководству Национального банка все же стоит со всей серьезностью отнестись к этому депутатскому запросу. С воровством среди белого дня действительно пора решительно кончать!

Пётр СВОИК,  Алматы

Между прочим

И удобно, и законно

Сенатор Дарига Назарбаева объяснила журналистам, почему обратилась с депутатским запросом к главе Нацбанка на русском языке.
- Русский язык никто не отменял. И я сделала запрос на том языке, на котором мне было удобно. Мы все стараемся выполнять поручение президента. Я считаю, что нельзя перебарщивать в этих вопросах. Межнациональное согласие и дружбу никто не отменял. Языки, которые работают на территории нашей страны, в том числе действуют в госорганах, сегодня утверждены в Конституции страны, - сказала она в кулуарах пленарного заседания сената в минувший четверг.
Напомним, ранее в ходе встречи с министром информации и коммуникаций Дауреном АБАЕВЫМ президент отметил, что деятельность парламента и правительства должна осуществляться на государственном языке. “В то же время нельзя ущемлять права граждан в этом вопросе. Необходимо предусматривать для них возможности синхронного перевода”, - подчеркнул глава государства.
По информации КазТАГ

Поделиться
Класснуть

Свежее