3757

Менять не на кого

О необходимости перехода правительства на новую программу развития сказал не только президент. В недавнем докладе Всемирного банка по Казахстану прозвучало то же самое. Но тут двойной тупик: правительству это не по силам, но и менять его не на кого.

Прошедшее заседание Совета безопасности соответствовало его значительно повысившейся роли после принятия нового закона о нем как о координирующем действия всех остальных властей конституционном органе - была обсуждена стратегическая перспектива национальной экономики.
Председательствующий глава государства оттолкнулся от разразившегося в 2007-2008 годах мирового финансового кризиса и указал на необходимость выработки новых программ развития с учетом глобальных трендов и сложившейся геополитической ситуации. А чтобы ни у кого не было сомнений, в какую сторону под этими трендами двигаться, была сказана ключевая фраза, эхом прокатившаяся по СМИ: “Вся наша работа нацелена на повышение доходов населения. Если этого не происходит, значит, правительство не справляется…”
Действительно, этого не происходит, а значит, правительство не справляется. Это иллюстрирует, например, график, отражающий изменения средней заработной платы и объемов ВВП с 2007 года в долларах США.
Посмотрите: к финалу “тучных лет” - 2007 году - мы подошли со средней зарплатой, эквивалентной 428 американским долларам, в 2013-м дошло уже до 717 долларов, но вот в прошлом году вышло всего 459 долларов, а на первый квартал этого года статистика рапортует о 460 долларах. Пришли почти к тому же, что было десять лет назад.
Да и, собственно, с чего бы доходам населения расти, если самый главный для правительства показатель - объем ВВП - за послекризисное десятилетие не столько рос, сколько падал. Так, если в 2007-м было $105 млрд., а в 2013-м дошло уже до $237 млрд., то в 2016 году ВВП снизился до $137 млрд., а 2017-й мы завершили с показателем $159 миллиардов.
Что в целом показывает график? Это какой-никакой послекризисный подъем - до 2013 года (в его преддверии как раз и родилась стратегия “Казахстан-2050”), потом длительный спад, и только последние год-полтора некоторая стабилизация с намеком на рост благодаря подросшим нефтяным ценам.
И вообще, динамика таких основных показателей, как размер ВВП и уровень жизни населения, печальна для нас и разгромна для правительства. Нет, в тенге это выглядит веселее - недаром ведь нам устроили девальвацию 2014 и 2015-2016 годов, как бы поправившую наши показатели за счет внутренней экономики и населения. Однако ни нашу встроенность в мировой рынок, ни стратегию вхождения в конкурентоспособную тридцатку никто не отменял, а там все в американской валюте.

И вот, глядя на этот график, в самый раз задаться вопросом: куда дальше? Тем более что переизбранный российский президент ПУТИН поставил перед наполовину обновленным правительством двойную задачу: обеспечить опережающий весь мир рост ВВП и резко поднять благосостояние россиян. А если представить, что в соседней России с нашей бесконечно общей границей и фактически общим телевидением вдруг начнутся такие дела… это как же круто казахстанскому правительству придется поворачивать руль, чтобы пускаться вдогонку!
Характерный признак момента: о назревших кардинальных поворотах в политике правительства говорит не только президент. Вот, пожалуйста, Всемирный банк - тот самый, что два десятилетия назад непосредственно участвовал в формировании экономической модели, делающей Казахстан поставщиком сырья и потребителем внешнего финансирования, в свежем - весеннем - выпуске своего доклада тоже утверждает, что Казахстану, несмотря на восстановление мировых цен на нефть, необходимо срочно перейти к новой модели роста.
А именно: правительству необходимо сфокусировать усилия на обеспечении всеобщего верховенства закона, повышении качества человеческого капитала и улучшении инвестиционного климата. А внутри этой общей сентенции обо всем хорошем говорится, что от ориентации на иностранные инвестиции в сырьевую добычу надо перейти к инвестициям, ориентированным на рост эффективности производства. А также повышать долю реинвестирования (читай - уменьшать отток инвестиционных доходов за границу). Все это очень правильные и… совершенно бесполезные советы, поскольку внешне ориентированная модель выстроена на инвестировании именно в сырье и на вывозе инвестиционных доходов. Заодно с коррупцией и укрытием денег за границей, что есть не нарушение, а неотъемлемая часть той же модели.
Итак, с одной стороны, неисполнимое бла-бла внешних кураторов насчет того, что иностранные пчелы должны вдруг стать против нашего сырьевого меда, с другой - неперенимаемый новый курс российского правительства. Неперенимаемый по той причине, что… нет его пока. Есть установка президента Путина резко рвануть вперед, а как правительство будет исполнять и будет ли вообще - остается под вопросом.
Так и у нас явно несправляющееся правительство Бахыт­жана САГИНТАЕВА, с одной стороны, пора менять. С другой - не на что ни в кадровом, ни в программном смысле.
Ведь как можно было бы ощутимо поднять благосостояние казах­станцев? Тут два пути: либо быстрое наращивание ВВП, либо перераспределение имеющихся экономических потоков от компрадорских сырьевых и банковских олигархий к гражданам. А лучше сразу и то и другое. Значит, надо запускать несырьевые двигатели развития, а это, как минимум, не иностранное, а собственное инвестирование и кредитование, и это система планирования и реализации таких инвестиций, которые защищены от разворовывания. И разумеется, политические реформы, ставящие центральные и местные исполнительные власти под конт­роль представительных органов.
Но пока не только в самом правительстве, но и в околоправительственном бизнесе, а также в экспертной среде не видно никого, кто не только мог бы этим заняться, но хотя бы вслух огласил подобные мысли.
Поэтому еще какое-то время нам придется жить с несправляющимся правительством.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть