3520

Четыре года “Блистательного пути”

Работа по программе “Нурлы жол” требует логического продолжения

Программе “Нурлы жол” нынешней осенью исполнится четыре года, и это повод поговорить о ней, но отнюдь не из-за этой скромной даты. А потому, что данная программа стоит совершенным особняком в многочисленном ряду общегосударственных, отраслевых и региональных программ, отличаясь от них одним и самым главным: именно она перевела Национальный фонд из накопительного в расходный режим. На определенное время (три года) и для реализации заранее определенной задачи - структурного реформирования экономики. 

Президент сформулировал это так: “Я принял решение о дополнительном выделении из Национального фонда до 3 миллиардов долларов ежегодно на период с 2015 по 2017 год. В годы, когда ситуация на внешних рынках благоприятствовала, а цены на нефть и нашу экспортную продукцию были на высоком уровне, мы направляли доходы от экспорта сырья в Национальный фонд. Сейчас наступает тот самый период, когда мы должны использовать эти резервы. Эти ресурсы предназначены не для краткосрочных мер. Они будут направлены на развитие транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса”.
Выходит, нынешний, 2018 год - это год подведения итогов “Нурлы жол”: сработали ли дополнительные вливания из Нацфонда, осуществлено ли запланированное инфраструктурное развитие и можно ли на этой базе спокойно двигаться дальше?
За один раз мы точно все вопросы разобрать не сумеем, здесь не обойтись без серии публикаций, однако точно знаю, с чего начать. Даже не с конкретных структурных направлений - автодороги, железнодорожный транспорт, жилищное строительство, поддержка МСБ и все прочее, а, если хотите, с самой философии “Нурлы жол”. Не абстрактной, а густо замешенной на конкретных и чрезвычайно драматических обстоятельствах существования Республики Казахстан, ее экономики и населения в реалиях мирового рынка и геополитики.
Драматических - это еще мягко сказано. Вот вам, я бы сказал, потрясающая констатация встающих перед Казахстаном рисков и вызовов, данная главой государства при объявлении “Нурлы жол”:
“Мировая экономика так и не оправилась от последствий глобального финансово-экономического кризиса. Санкционная политика ведущих держав создает дополнительное препятствие для восстановления. Я из своего опыта предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Казахстан как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает негативное влияние всех этих процессов”.

От себя я бы добавил очень показательную графическую иллюстрацию, тоже чрезвычайно драматическую (график №1).
Посмотрите, едва ли не вся современная история Казахстана описывается всего тремя ломаными кривыми: экспорта, от которого зависит, как мы знаем, все экономическое и социальное благополучие в нашей стране; импорта, без которого (оборудование, запчасти, материалы) неосуществим тот же сырьевой экспорт, а также неосуществимо и наполнение внутреннего потребительского рынка. И, наконец, кривая пляски мировых нефтяных цен, к которым наш экспорт привязан во всех смыслах намертво. График №1 это наглядно демонстрирует.
Собственно, все попытки модернизации национальной экономики в своей основе имеют если не избавление, то хотя бы ослабление этой привязки: наладить экспорт чего-то постабильнее по ценам и подороже в изготовлении, чем просто нефть, и повысить обеспечение собственных экспортеров местными комплектующими заодно с наполнением собственными товарами-услугами собственного рынка. Роль инфраструктуры здесь, конечно, решающая, потому что только с этой базы и можно решать все остальные задачи. Но эту тему, мы договорились, держим до следующего раза.
Сейчас же интересно отследить по нашему графику экономическую и геополитическую драматургию последних двух десятков лет.
Конец прошлого - начало нового тысячелетия - это старт программы “Казахстан-2030” и удачно последовавшие за этим тучные годы. Политики и финансисты всего мира поверили, что СССР не просто исчез, а окончательно влился в глобальный рынок, нефть стала активно и бесстрашно набирать цену. Далее - “неожиданный” кризис 2007-2008 годов. Считается, что он начался с летнего обрушения ипотечного рынка в США, но чуть раньше, в мае, была мюнхенская речь президента РФ ПУТИНА, и это вряд ли случайная последовательность событий.
Потом восстановительный период с 2009 по 2012 год примерно, в начале которого я бы отметил статью “Ключи от кризиса” в “Российской газете” за подписью президента РК Нурсултана НАЗАРБАЕВА. В ней доллар называется “дефекталом” и предрекается неизбежный крах основанной на американской валюте мировой финансовой системы. Мировой рынок такое предвидение главы Казахстана, конечно, не перевернуло, но для нас с вами для понимания настроения и логики поведения руководства это важный этап. Где-то даже переломный. Во всяком случае, именно с 2009 года запускаются программы ФИИР, предельные тарифы в энергетике и даже делаются попытки модернизации ЖКХ. Короче, значение инфраструктуры повышается в приоритетах.
Кульминация этого этапа - 2012 год. Внешнеэкономические обороты восстановились и даже превысили докризисный уровень, и в целом в экономике все достаточно неплохо. Где-то даже возникает желание думать, что мировой кризис 2007-2008 годов действительно был не системным, а циклическим, его последствия полностью преодолены и забыты. На таком фоне оглашенное в декабре этого замечательного года президентское послание народу на 2013 год составлено в форме стратегии “Казахстан-2050”.
Но геополитика опять разворачивает мировой рынок в кризисную сторону. В Киеве зреет Майдан, третий по счету, но на этот раз кровавый. Потому что уже есть Таможенный и Евразийский экономические союзы, а потому удастся уйти в Европу или нет, но срочно уходить есть от чего. И вот опять этапный 2014 год - в феврале Майдан свергает ЯНУКОВИЧА, затем Донецкая и Луганская республики, присоединение Крыма к России, санкции и ответное российское эмбарго.
Потому-то в ноябре этого сверх­драматичного 2014 года и рождается “Нурлы жол” - объективно своевременная реакция на крайне обострившуюся обстановку в ближнем и дальнем зарубежье. Своевременная, потому что обмен ударами со всего размаха только начинается: цены на нефть опускаются куда сильнее и продолжительнее, чем в неполитизированном 2008 году: в начале 2016-го было даже ниже 30 долларов за баррель. В ответ в России уже к концу 2014 года почти двукратно обесценивается рубль. Нам куда деваться? Дотерпев до августа 2015 года, приходится делать то же самое.
И вот, посмотрите на график: с того же 2016 года как эффект и девальвации, и нового роста нефтяных цен мы имеем опять восстановительный цикл, хотя вряд ли долгий. Сейчас США борются с Россией за газовый рынок Евросоюза. Это блокирует возможность давить на Кремль понижением цен на нефть, но и дальнейшего роста ожидать не стоит. А значит, не будет и существенных девальваций - геополитическое противостояние нынче вошло в клинч.
А потому как раз сейчас важно оценить, что дала четырехлетка развития инфраструктуры по программе “Нурлы жол”, тем более что ее финансовая часть, как сразу и было заложено, уже завершена. Если до начала программы трансферты из Национального фонда в бюджет составляли где-то 22-23% от всей доходной части, то за три года ее действия это было 34, 35 и даже (в прошлом, 2017 году) 39%. На нынешний год размер трансферта свернут почти до прежнего - 25%. А по деньгам это так: в прошлом году - 4415 млрд. тенге, в этом - только 2600 млрд. Или если вспомнить, что запасы Национального фонда измеряются в долларах, в прошлом году из него в бюджет было забрано $13,5 млрд., в этом планируется только $7,4 млрд.

На валютных запасах Казахстана это сказалось, похоже, стабилизирующим образом (график №2).
Заметим, что до этого Национальный фонд с самого момента его создания рос всегда, даже в кризисные 2007-2008 годы. Тем важнее оценить значение того, что весьма-таки драматическое по продолжительности и по потере запасов падение 2014-2016 годов переходит теперь в колеблющуюся, но примерно нейтральную тенденцию: запасы не растут, но и не сокращаются.
То есть можно сделать если не окончательный вывод, то предположение, что трехлетняя программа “Нурлы жол” в целом сработала: внешнеторговые обороты Казахстана из падающей тенденции перешли в растущую, работа Национального фонда в расходном режиме приостановлена.
Хотя в любом случае инфраструктурное развитие и трехлетка контрциклического финансирования - это разные вещи. Дополнительное финансирование из Нацфонда завершено, но сам-то набор направлений и конкретных объектов по программе “Нурлы жол” объективно требует продолжения - это факт. Следовательно, у “Блестящего пути”, и это совершенно очевидно, должно быть дальнейшее движение, основанное, само собой, не на расходовании резервов. И это как раз, как мы и договаривались, наша следующая тема.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть