3929

Гюльчатай, открой личико!

     Обезличенность и закрытость процедур госзакупок доведена до такого совершенства, что пора бы и… открыться

Газета “Время” вынесла в рубрику “Золотые слова” реплику председателя мажилиса Нурлана НИГМАТУЛИНА “Закупки из одного источника - как договорные матчи в футболе, где результаты предопределены заранее”, относящуюся к принятию в первом чтении законопроекта “О госзакупках и закупках квазигоссектора”. В газете (см. “Лазейки закрываются”, “Время” от 4.10.2018 г.) этот законопроект назван долгожданным, потому что попытка подвести под закон еще и закупки квазигоссектора - госкомпаний и госхолдингов - предпринимается действительно впервые. Хотя сам закон “О госзакупках” совершенствуется уже давно и упорно. Так, сейчас пока действует его версия, вступившая в силу с 1 января 2016 года и успевшая менее чем за трехлетний срок обогатиться ежегодными, и не по одному разу, изменениями и дополнениями. Это случалось в апреле 2016 года, в феврале, мае и июле 2017-го и совсем недавно - в июне нынешнего 2018 года.

А до этого действовал тот же закон в редакции 2007 года, вобравший в себя поправки от ноября 2008 года, мая и декабря 2009-го, апреля и июня 2010-го и января 2012 года. Может быть, было и больше улучшений, просто я пропустил, бегло просматривая текст закона, испещренный выделенными красным исправлениями.
И конечно, каждый раз депутатов уверяли, что поправки совершенно необходимы и теперь-то, после их принятия, откатам при госзакупках не бывать!
Впрочем, у нас важен не столько закон, сколько инструкции к нему, и, похоже, фонду “Самрук-Казына” удастся не отдать Минфину, а сохранить за собой главное право - утверждать правила закупок для себя самого. Кстати, как утверждают знающие люди, правила закупок по этому фонду разработаны вполне четко.
В целом же, повторю, законодательство о госзакупках действительно за эти годы существенно доработано и улучшено. Я бы даже сказал, что до пределов… нет, не идеального, а возможного. То есть все, что можно было сделать для замены контактов “лицом к лицу” на обезличенное электронное общение, все процедуры предварительной сортировки квалифицированных поставщиков по категориям, подробнейшей регламентации всевозможных условий и требований, уже сделано.
Примерно как у дорожной полиции, полностью оснащенной видео­фиксацией, поэтому нарушителю уже не отвертеться и, как прежде, прямо в полицейской машине не развести.
И что, поборы на дорогах прекратились? Нет, конечно, просто теперь инспектору приходится уводить нарушителя от патрульной машины, договариваться побыстрее и в сторонке.
Так и на наших великолепно регламентированных тендерах “договорные матчи”, по выражению хорошо знакомого с предметом спикера мажилиса, сплошь и рядом. В таком случае способен ли в корне пресечь злоупотребления нынешний законопроект? Нет, конечно, потому что процедуры можно шлифовать бесконечно, но пора бы поставить во главу угла… человеческий фактор. Так, на дорогах полицейские охотятся за нарушителями буквально как за добычей, потому что установленной частью добытого обязаны делиться.
Это мое личное оценочное суждение, конечно, но не будь такого сверху спущенного оброка, начальство, я так думаю, всегда нашло бы способы подавить рядовое взяточничество.
В тендерах же главное - это откаты, а при многотриллионных объемах государственных и квазигосударственных закупок перекрыть этот гигантский денежный вал просто формальными процедурами нереально.
Где же выход? А давайте порассуждаем на понятных всем примерах.
Допустим, жена послала вас (извините мой сексизм, но исправляться поздно, к тому же мы ведь при матриархате живем, если честно) за покупками: взять к столу чего-нибудь вкусненького либо из вещей - ей, детишкам и себе, какие понравятся. Вы пошли по базарам-магазинам, а там всего полно, на любой вкус и выбор по цене и качеству. Короче, скучный и неинтересный такой рынок, нечего там совершенствовать.
А теперь представьте рынок, на котором вы король всех покупателей. Да, другие там тоже ходят, но они все вместе едва дотягивают до объема ваших покупок и толщины кошелька, поэтому и рынок объективно выстроен под вас. Соответственно, и особого выбора для вас там нет, потому что большинство продавцов только вашим появлением и живет, а некоторые исключительно под вас и специализируются.
Как бы вы повели себя на таком рынке?
Какой-нибудь простак так прямо и обратился бы к рынку: вот ты, ты и ты, я у вас товар давно беру и дальше буду брать. А вот вы, вы и вы - тоже, вижу, хотите - давайте сделаю у вас пробный закуп, если справитесь, включу и вас в список. Чтобы вы на глазах у всех конкурировали ценой и качеством уже внутри списка “поставщиков моего величества”.
Однако вы не простак, жену свою, конечно, любите, но отпилить от выданных ею денег и погулять на стороне любите еще больше. Супруга же - госказна, зная такую вашу слабость, нанимает кучу сыщиков и контролеров, в результате у вас получается совершенно замечательная семейная игра в костюмированные прятки.
Правила такие: чтобы купить у заранее выбранного продавца, надо организовать как бы конкуренцию - с его же режиссурой. Пусть подберет двух-трех подставных претендентов. А чтобы отсечь от этой постановки действительных конкурентов, надо так подробно расписать требования, чтобы чужой в них не втиснулся. И все максимально засекретить - как если бы вы ходили по рынку, где все продавцы в парандже, а товары упакованы в похожие коробки с одинаковым числом правильно повязанных ленточек. Хотя уж вы-то знаете, где ваша Гульчатай, даже с прикрытым личиком!
Впрочем, частенько - под таким-то пристальным контролем! - приходится брать у реально пробравшегося в такие прятки чужака, и тогда тот обратным ходом берет на подряд тех, кто только и способен исполнить выигранную по тендеру работу.
А все дело в том, что пресловутые “договорные матчи”, или, выражаясь юридическим языком, закуп из одного источника - и тут спикер Нигматулин опять прав! - чаще всего и есть единственный и самый дешевый путь к получению требуемого товара или услуги.
И вот смотрите, как получается: гос- и квазигосзакупки - это на сегодня самый главный и едва ли не единственный (с учетом политики Нацио­нального банка, целенаправленно душащего национальную кредитную и инвестиционную потенцию) двигатель всей нацио­нальной экономики. А в таком аспекте откаты от тендеров, ставшие национальным видом спорта, - это не что иное, как понижение всего социально-экономического КПД нашей страны. Страна недополучает необходимые товары и услуги на сотни миллиардов тенге в год - чудовищные потери!
Причем в былые времена, когда борьба с коррупцией еще не была поднята на нынешнюю высоту, а законодательство о госзакупках не доведено до окончательного совершенства, откат равнялся (вспоминают знающие люди) стандартным 10 процентам, иногда только доходящим до 30 процентов. Теперь же (утверждают они) счет идет от трети до половины цены, а то и более. Это, конечно, мое оценочное суждение, но, боюсь, совсем неоригинальное.
Вот я и думаю: представим невероятное - борьба под тендерными покрывалами переведена в открытый режим. То есть процедуры процедурами, но первые руководители и их замы по закупкам получают право самостоятельно принимать решения, с кем заключать договоры. А формализация ориентирована на обеспечение публичной прозрачности и стартовые квоты для вновь претендующих поставщиков.
Ликвидировали бы мы тогда откаты? Нет, конечно. Но, прошу заметить, стороне исполнителя они не нужны в принципе. Зачем из-под полы возвращать 30-50 процентов стоимости, если всю работу можно сделать за 100-процентную оплату, пусть и по не задранной из-за откатов цене. А самому покупателю? Да не будь над ним всех этих закрытых процедур и контролеров, вполне удовлетворился бы 5-10 процентами “благодарности” от подрядчика. Потому что, если больше да у всех на виду - сразу заметят!
И тогда, представьте, коэффициент полезного действия экономики и социальной сферы Казахстана сразу подскочил бы процентов на 20-30 - да мы только за счет этого с ходу влетели бы в высокоразвитую тридцатку!
Одним словом, есть еще куда и дальше шлифовать закон о госзакупках нашим депутатам…

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть