6011

Свинья не съест!

Размышления накануне новой эпохи

Все по Марксу: капиталистический интернационал, завоевавший весь мир, вошел в мировой кризис

     Заканчивается 2018 год, прошедший, в общем-то, ровно, но немножко нервно - с накоплением все большего набора тревог и ожиданий. У нас-то все тихо, ничего, кроме понижения тарифов под возможные досрочные перевыборы, не ожидается, а вот мир вокруг нас натурально сошел с ума. В США одна половина власти насмерть грызет другую, а президент ТРАМП руководит миром через Твиттер, запутывая своими постами всех и каждого. Брексит выдирает Англию из Евросоюза по-живому, как операция без наркоза, Франция бунтует против собственного президента, Германией руководит уже списанная МЕРКЕЛЬ, Украина вводит военное положение против упорно не являющейся на войну России, а теряющий рейтинг ПУТИН спокойно сосуществует с правительством, демонстративно игнорирующим его поручение обеспечить экономический рост. При этом основа кремлевской власти “Газпром” содержит “Эхо Москвы”, яростно эту власть обличающее.

Поневоле станешь ждать доведения такого безу­мия до апокалипсиса. Немудрено, что на таком фоне для подступающего 2019 года Свиньи каждый второй аналитик и ясновидящий, от нашего масштаба до глобального, предсказывает всевозможные катаклизмы - от большой войны и падения правления Путина до неф­ти ниже сорока долларов и тенге выше четырехсот.
Однако проведем сеанс полит­психотерапии: сейчас я вам объяс­ню кое-что основополагающее, и вам сразу станет легче, потому что понятнее.
Все дело в диалектическом развитии капитализма, неуклонно движущегося согласно классикам к переходу количества в качество и собственному отрицанию отрицания. Когда молодые Маркс и Энгельс писали “Коммунистический манифест”, уже покоривший Европу капитализм был им подобен: свеж, агрессивен, амбициозен. И как всякое соревнование не может быть бесконечным, заканчиваясь определением победителя, так и конкуренция приводила к укрупнению и монополизации производства. К концу XIX века в наиболее развитых странах сформировались национального масштаба компании, упершиеся в государственные границы и категорически нуждавшиеся в их переносе или отмене. Что и было зафиксировано в работе Ленина “Империализм как высшая стадия …”,
вышедшей как раз в канун Первой мировой. Та война начиналась как битва империй за расширение подвластных им территорий, закончился же XX век всемирно-исторической победой уже интернационального капитализма с выведением его на надгосударственный и глобальный уровень.
Лозунг “Пролетарии всех стран,
соединяйтесь!” остался в списанных (на время) газетах и учебниках, капиталисты же всех стран соединились на общем, перешагнувшем национальные границы рынке.
Соответственно, принципиально изменилась роль государств. Если еще сто лет назад они оставались материнскими оболочками для развития внутри них национальных экономик, общественно-политических и идеологических систем, то теперь экономические системы вышли на надгосударственный уровень, государства же стали инструментом обслуживания таких наднациональных экономических интересов. При этом черта, отделяющая развитые государства от развивающихся, пролегла по ТНК - транснациональным компаниям. Те страны, в которых нынешние ТНК зародились, где они базируются и куда стягиваются их дивиденды, и есть развитые. Государствам же, предоставляющим территории для действия чужих ТНК, достается роль развивающихся, с обслуживающей ролью правительств и с гарантией из такого состояния не выбраться.
Все по Наполеону, сказавшему два века назад: “Народ, не желающий кормить свою армию, будет кормить чужую”. С такой современной расшифровкой: страна (ее политические и бизнес-элиты, а уже потом и граждане, имеющие такое правительство, которое их имеет), не имеющая своих ТНК, кормит чужие.
В этом, кстати, наше отличие от России: у нас нет ни одной национальной компании, имеющей значимые мощности за пределами Казахстана (у “Казмунайгаза” есть немножко в Румынии и Грузии, у “Каз­атомпрома” - немножко в России, но это не меняет картины), тогда как в добыче нашей нефти, урана, черных и цветных металлов укоренены европейские, американские, китайские и немножко российские ТНК. Россия же, наоборот, лишь ограниченно пустив иностранцев в газонефтедобычу (перелом про­изошел на Ходор­ковском), активно продвигает свои газонефтяные, металлургические, атомно-энергетические, оборонно-космичес­кие и другие ТНК на зарубежных территориях. Отсюда и парадокс “Газпрома”, финансирующего не только злопыхательское “Эхо”, но и, например, футбольный клуб “Шальке 04” в Германии. Отсюда и терпимость Путина к российскому Центробанку, слушающемуся не его, а МВФ. Расчет понятен: пока мировой рынок работает по долларовым правилам, правила эти лучше соблюдать. Даже если тебя активно теснят санкциями.
Не уверен, впрочем, что это расчет, может быть, и просто зажатость маневра: приносящий основной экономический ресурс транснациональный российский олигархат не позволяет Кремлю заняться собственной страной. Эдакий стратегический пат: назад хода нет, но и вперед тоже. В любом случае мировой капиталистический интернацио­нал в силу как раз достижения глобального охвата подошел к своему закономерному, давно описанному классиками системному кризису. Здесь и чисто технологический долговой кризис ростовщичества, и крах идеологии либерального “конца истории”, и множество других системных проявлений. Причем накопительный период явно заканчивается, и не исключено, что системные развязки начнутся уже в наступающем году.
Включая и Россию, где президент Путин, с одной стороны, категорически неприемлем для глобального капиталистического интернационала, с другой - возглавляет компрадорскую олигархию, остающуюся неотъемлемой, хотя и периферийной частью того же капинтернацио­нала. В результате, с одной стороны, муссируется дворцовый переворот для возвращения России в либеральный миропорядок, с другой - вызревает общероссийское возмущение против душащих национальное развитие верхов. А на противоположной стороне мира товарищ Трамп изо всех сил громит транс­национальный капитализм, срочно возвращая доллар и производство на родину. И тут уж, знаете, кто кого и кто быстрее…
Нам с вами сказочно повезло: не забыв еще разрушения СССР и соцлагеря, мы вошли в перестройку уже мирового уровня!
Чем же мне вас успокоить?
Во-первых, большой войны не будет - завоевывать чужие территории для деятельности своих ТНК с помощью ракет, танков и самолетов бессмысленно. Современная война ведется не за чужие территории, а за лояльность властей на этих территориях. Это делается теперь через дипломатию, инвестиции или санкции, главное же - через схватки в информационном пространстве. Пушечное мясо история больше не потреб­ляет, сражения перенесены в фейсбучные окопы, где миллионы диванных бойцов яростно идут друг на друга с клавиатурой наперевес. Сами же большие игроки пугать друг друга и всех нас гонкой вооружений будут все больше, но вот реально воевать - только на вспомогательных территориях: Сирия, Украина…
Во-вторых, наше - Казахстана - положение по-своему прочно. Выражаясь языком физики, это устойчивость конструкции, у которой центр тяжести ниже точки опоры. То есть основу нашей экономики составляют иностранные инвесторы, а они в нашу политику не вмешиваются. По крайней мере пока.
А вот если начнутся перемены - начнем встраиваться в новые расклады, благо как раз это мы умеем делать лучше всего! Впрочем, о таких новых раскладах у нас еще будет время поговорить.
С наступающим Новым годом!

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть