8438

Дебош районного масштаба

Как отдохнули в один из воскресных вечеров чиновники курортной жемчужины страны и что из этого вышло

Аким Бурабайского района Акмолинской области Тулеген ТАШМАГАМБЕТОВ проигнорировал рекомендации областного совета по этике, не став увольнять своего первого заместителя Кайрата КУДАЙБЕРГЕНОВА (он отделался предупреждением о неполном служебном соответствии) за пьяный дебош с битьем посуды в местном кафе. Своего кресла лишился лишь участвовавший в том позорном инциденте, получившем большой общественный резонанс, руководитель аппарата райакима Малик ЖАУКОВ. Об этом решении акима, фактически прикрывшего собой первого зама, стало известно в минувший понедельник, и теперь районная элита с любопытством ждет, как на него отреагируют в областном акимате, а может, и в Астане.

В воскресенье, 6 ноября, чиновники районного уровня с размахом отдыхали в скромном питейном заведении гостиничного дома “Шанырак”, куда прибыли, между прочим, на служебной машине. Водитель ждал их с 19 часов до часу ночи. За это время Кудайбергенов и Жауков успели изрядно принять на грудь, а потом начали искать акима поселка Бурабай Чингиса ТЕМЕРБЕКОВА: мол, как это так, бастыки здесь, а подчиненного нет!.. По звонку начальства числившийся на учебе Темербеков приехал не один, а с родственником Жасланом ЖАНБАТЫРОВЫМ - они возвращались домой из Щучинска. Встреча получилась “теплой”. Вот как о ней сегодня вспоминает Жанбатыров:
- Мы столкнулись с Жауковым в туалете. Мне 42 года, а ему лет на десять меньше, и он мне грубо: “Ты кто такой?!” Я опешил от такого обращения, должно же быть уважение к старшим! Я ему в ответ: “Тебя кто воспитывал?” Чингис пытался сгладить инцидент, но в конечном итоге драки избежать не удалось. Уже за столом, после того как я сделал Жаукову замечание во время своего тоста, чтобы на землю опустился, он подошел и со всего размаха ударил меня по лбу рукой. У меня лоб рассечен, а ему гипс, говорят, потом наложили - сломал палец. Потолкались мы с ним, упали на стеклянный столик, он разбился, еще посуда какая-то, так, мелочь. Шторы замарались о вытертую о них кровь. Чингису удалось нас разнять. Я уехал после этого.
- На следующий день, в понедельник, получается, мы с Чингисом стол заклеили, фужеры купили, даже шторы постирали. Ущерб был максимум тысяч на двадцать. А администратор насчитала 500 тысяч тенге! Откуда взяла, непонятно, - продолжает Жанбатыров. - Жауков и Кудайбергенов уговорили меня шума не поднимать, если что - назвать других участников драки, чтобы не подвести Чингиса. Все-таки они его руководители, и я пообещал молчать.
В райотделе полиции состряпали липовый документ с выдуманными фамилиями и показаниями. Теперь этими сотрудниками занимается служба собственной безо­пасности. Жауков срочно ушел на больничный, якобы упал на улице. А Кудайбергенов как ни в чем не бывало ходил, улыбаясь, на работе. Так бы все и сошло им с рук, не просочись информация в СМИ. Инцидент получил большую огласку. Начались разбирательства по существу. Подключились областная прокуратура и ДВД, свое расследование провел и областной совет по этике.
Жанбатыров:
- В райотделе полиции на допросе, на очной ставке я от Кудайбергенова и Жаукова не отказывался, зато они сделали вид, что видят меня впервые. Тогда я понял, какие это люди! Так что всю правду рассказал членам совета по этике. Теперь слышу: зам и руководитель аппарата все отрицают. Стыдно им должно быть!
В итоге пьяный дебош в кафе гостиничного комплекса в курортном районе страны вылился в громкое выездное заседание областного совета по этике.
Аким поселка Бурабай Чингис Темербеков нашел в себе мужество и рассказал, как все было. К слову, некоторые члены совета пытались свалить всю вину именно на него. А вот первый замакима Кайрат Кудайбергенов и руководитель аппарата Малик Жауков полностью отрицали факт своего участия в инциденте, хотя были приведены все доказательства. Они так смело себя вели, конечно, потому, что в их защиту выступили аким Бурабайского района Тулеген Ташмагамбетов и член совета, главный нуротановец района Галым БЕКМАГАМБЕТОВ: мол, госслужба сегодня такая беззащитная и т. д., в том же духе. За всем этим спектаклем наблюдали десятки сельских акимов.
Тем не менее председателю облсовета по этике Бергену БЕСПАЛИНОВУ удалось отстоять жесткое решение уволить Кудайбергенова и Жаукова. К слову, когда их спросили, зачем они пришли на госслужбу, один ответил, что за зарплатой, другой - “за удовлетворением своих амбиций”.
На том публичная порка не закончилась. Члены совета про­анализировали работу госорганов района на предмет соблюдения законодательства о госслужбе, антикоррупционного законодательства и норм служебной этики за время руководства Тулегена Ташмагамбетова - с августа 2014 года.
Согласно подготовленной справке за время его правления в Бурабайском районе сменились 107 должностных лиц, или 59 процентов госслужащих от штатной численности местных исполнительных органов, в том числе пять заместителей, три начальника отдела земельных отношений, по два руководителя отделов сельского хозяйства, ЖКХ, строительства и отдела архитектуры и градостроительства, а также 11 должностных лиц аппарата райакима. Ташмагамбетов пытался объяснить: мол, все кадровые решения принимались на законном основании, через конкурсы, но ему мало кто поверил. И ладно если бы на смену отставникам пришли более профессионально подготовленные работники. Но ведь многие были уволены за коррупционные нарушения, а за два года на совете по этике (ранее он назывался дисциплинарным советом) Бурабайский район заслушивали девять раз!
По данным управления комитета по правовой статистике и спец­учетам Генпрокуратуры по Акмолинской области, в прошлом и за 10 месяцев этого года госслужащими исполнительных органов Бурабайского района совершено три коррупционных преступления, семеро привлечены к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений и проступков.
А под конец заседания стало известно, что в мае этого года за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в неэффективной работе по подбору и расстановке кадров, аким Бурабайского района Тулеген Ташмагамбетов получил выговор.
После такого ушата холодной воды он сразу сник - пришло время защищать собственную персону: совет по этике поставил вопрос перед акимом области о соответствии Ташмагамбетова занимаемой должности.
А ведь своего слова еще не сказали областная прокуратура и ДВД.

Малика АШИМОВА, фото автора, Кокшетау - Бурабай

Поделиться
Класснуть

Свежее