5445

Клевета есть жалоба

Юрист горбольницы Балхаша Бахыткуль НЫСАНГАЛИЕВА через популярный мессенджер организовала распространение анонимного поклепа в адрес своего шефа, однако местная Фемида оставила ее безнаказанной, признав клеветнический вброс… официальным обращением в госорган!

Началось все с того, что директор балхашской горбольницы Аскар МАХМУТОВ (на снимке) получил настолько интересное электронное сообщение, что едва не вошел в ступор. Для полноты картины процитируем его целиком с сохранением орфографии и пунктуации:

“Ержан Шакирович!!! А еще мы бы хотели отметить нашего многоуважаемого директора Махмутова А.Т., который положил на весь коллектив. Он настоящий хам и невежа, которому до коллектива все равно. Амбиции мешают ему правильно работать с коллективом. Конечно, будут разбегаться, как и врачи, так и средние работники. А еще наш Махмутов А.Т. человек любвеобильный. Любит женщин и очень падкий на них. Наша бывшая медсестра родильного отделения как заместитель его ходит. Полностью руководит больницей. Это заметно и бросается в глаза. Она же любовница его. Наша главная медсестра тоже под ним периодически. Мы в шоке от дурной и нездоровой обстановки в нашем коллективе. Вы приезжайте и посмотрите, что здесь твориться. Также мы знаем, что на нашего многоуважаемого директора заведено уголовное дело по факту изнасилования. Но это уже, ни в какие рамки приличия не лезет. Кого вы нам поставили? Позор всему здравоохранению за такого главного врача. Верните честь и репутацию нашей больницы. Нам не нужен директор с уголовным прошлым!!! Как ему не стыдно перед нами! Ведь весь город знает и говорит про это. Он все распугал и поэтому много врачей покидает, и будет покидать больницу. Уважаемый Ержан Шакирович очень просим освободить нас от такого руководителя. Заранее спасибо”.
Разумеется, автор послания не указал своих данных. Между тем анонимка разошлась сперва среди участников чата, в котором состояло четыре десятка человек, а далее распространилась по городам и весям, включая абонентов из Караганды, Астаны, Алматы и даже зарубежья!
Махмутов обратился в полицию с просьбой отыскать и наказать зачинщиков рассылки по всей строгости закона. Участковый весьма оперативно вышел на сочинителя злобного текста, им оказалась юрист больницы Бахыткуль Нысангалиева. Конспиративные навыки у нее явно прихрамывали: между нею и коллективным чатом было только одно звено - медсестра этого же лечебного заведения. Она-то и рассказала полицейскому, что юрист попросила ее сделать вброс в массы. А загнанная в угол Нысангалиева указала на еще одного участника “заговора”: предать огласке компромат на начальника ее якобы принудил хирург балхашской ЦГБ Габиден АХБЕТОВ.
После выявления всей цепочки подозреваемых правоохранители... умыли руки, порекомендовав Махмутову обратиться за защитой своих прав в суд. Тот так и поступил: в порядке частного обвинения потребовал привлечь коллег к уголовной ответственности за клевету. Пикантности ситуации придавал тот факт, что в отношении заявителя в свое время возбуждалось уголовное дело по подозрению в изнасиловании, которое затем было прекращено за отсутствием состава преступления.
В суде хирург Ахбетов заявил, что не имел с шефом неприязненных отношений и никоим образом не подталкивал юриста к написанию пасквиля. Кроме слов Нысангалиевой, продолжавшей утверждать обратное, других доказательств его причастности к предполагаемому публичному оговору не имелось. Сама же Бахыткуль вину частично признала, однако оправдывала себя тем, что якобы не знала о ложности распространяемого сообщения. Мол, поверила рассказам хирурга Ахбетова, который имел на нее влияние. И вообще истолковала свое сочинение как “возмущение” и “недовольство”, излитое начальству. Ведь упомянутый в начале ее текста человек, тот, к которому она обращалась, не кто иной, как глава Карагандинского облздрава Ержан НУРЛЫБАЕВ.
Таких объяснений судье Балхашского горсуда Мурату ЖАКУПБЕКОВУ оказалось вполне достаточно для признания обоих фигурантов... невиновными. А какой любопытной оказалась мотивировка его решения! Отметив, что Ахбетов и Нысангалиева, по их утверждениям, не испытывают к частному обвинителю неприязни, злобы и зависти, служитель Фемиды сослался на пункт 1 статьи 33 Конституции, в которой говорится, что граждане вправе направлять индивидуальные или коллективные обращения в госорганы и органы местного управления, имеют право ходатайствовать о защите своих нарушенных прав и свобод, сообщать о нарушениях законов, недостатках в работе субъектов, должностных лиц либо критиковать их деятельность.
“Таким образом, - указано в приговоре, - установлено, что умысел подсудимой Нысангалиевой
Б. Ж. не был направлен на клевету в отношении частного обвинителя - потерпевшего Махмутова А. Т., а она обращалась в официальные государственные органы, то есть к руководителю управления здравоохранения Нурлыбаеву Е. Ш. по поводу непосредственного ее руководителя”.
То есть служитель Фемиды приравнял довольно скабрезную рассылку в мессенджере к открытой официальной жалобе! И оставил без внимания частичное признание вины Нысангалиевой. И проигнорировал тот факт, что она не указала свое авторство под посланием и пыталась замести следы, привлекая к распространению сообщения знакомую медсестру. К тому же суть ее сочинения так и осталась неразобранной на предмет наличия в нем клеветы. И, наконец, самое главное: если следовать логике судьи Жакупбекова, подобные рассылки вполне можно воспринимать как критику, лишь бы имя какого-нибудь бастыка в них было упомянуто!
Между тем Аскар Махмутов рассчитывал, что его обидчиков постигнет суровое наказание. По его мнению, хирурга следовало лишить свободы на два года, а его подельницу - на год. Кроме того, он планировал взыскать с каждого по полмиллиона тенге в качестве компенсации за причиненный ему моральный вред.
Получив от ворот поворот в Балхашском горсуде, частный обвинитель обратился в вышестоящую инстанцию. Тамошние служители Фемиды провели работу над ошибками и вынесли новый приговор. Правда, к тому времени главврач ЦГБ отказался от претензий к хирургу Ахбетову, поскольку доказать его причастность к рассылке было практически невозможно. А вот Нысангалиевой отмазаться не удалось. Обосновать правдивость изложенных в сообщении сведений она не смогла, и суд расценил ее поступок как клевету, совершенную с использованием информационно-коммуникационных сетей. В итоге юриста приговорили к году ограничения свободы и обязали выплатить шефу 50 000 тенге в качестве возмещения морального вреда.

Ирина МОСКОВКА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с сайта ЦГБ Балхаша, Карагандинская область

Вместо P.S. А ведь вступи приговор судьи Балхашского гор­суда Жакупбекова в законную силу, клеветники всех мастей могли бы использовать его как наглядное пособие по уходу от ответственности. И при желании облить кого-то грязью применяли бы стратегию Нысангалиевой. При имеющейся в деле фактуре сложно было представить, что ее оправдают, однако именно это чуть и не случилось! Или чуть-чуть не считается?

Поделиться
Класснуть