5989

На свой страх и риск

C 1 января 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств”. О том, кто и как теперь будет оценивать автомобили, поврежденные в ДТП, рассказал страховой омбудсман Казахстана Андрей КОПОВ (на снимке).

Алибек АБАКАНОВ, Алматы:
Как именно изменился порядок работы страховщиков? Допустим, автомобиль попал в ДТП - что дальше?
- Основное изменение касается того, что теперь оценку ущерба автомобиля, поврежденного в ДТП, будет производить не оценщик, как раньше, а сам страховщик. Для этого в штате страховой компании должен быть специалист - аджастер, в функции которого и входит оценка ущерба. Но, боюсь, не во всех городах, а уж тем более в поселках и аулах страховые компании смогут их содержать. Так что, скорее всего, первичный осмотр поврежденного автомобиля и его фотосъемку будут проводить, как и прежде, аварийные комиссары, которые работают практически во всех населенных пунктах Казахстана. Они наиболее мобильны, обладают необходимыми техническими знаниями и имеют фотоаппараты. Раньше, после проведения осмотра аварийными комиссарами, страховая компания передавала материалы оценщикам. Теперь же эти материалы будут направлять в головной офис компании, в которой работают те самые аджастеры. Они и будут проводить оценку ущерба. Я думаю, что на сегодня какие-то страховые компании уже подготовили штат таких специалистов, а другие по-прежнему будут привлекать к этой работе независимых оценщиков.
Василий ГРАЧ, Астана:
По какой методике сейчас проводится оценка?
- Изначально речь шла о том, что с 1 января страховщики будут проводить оценку по единой методике. Раньше же их было множество, и каждый оценщик пользовался той, какой считал нужным. Из-за этого и возникали разногласия по сумме причиненного ущерба по одному и тому же ДТП, которую рассчитывали разные эксперты. Они могли отличаться в разы. Единая методика, о которой мы говорим, должна была вобрать в себя лучший опыт прежних лет и, самое главное, устранить разногласия при проведении оценки ущерба. Но на данный момент (12 января. - О. А.) эта методика еще не опубликована. Надеюсь, это произойдет в ближайшие дни, ведь все страховщики ее ждут.
Пока же складывается такая ситуация, что они не знают, по каким именно методикам проводить оценку. А ДТП, увы, происходят каждый день. По закону аджастеры должны подготовить документ о степени повреждения авто (до сих пор не ясно, как именно он будет называться) в течение десяти рабочих дней. Если подсчитать, то получится, что первые подобные документы должны по­явиться уже в следующий вторник. Надеюсь, к этому времени методика будет опубликована и специалисты успеют сделать оценку. Предполагаю, что сейчас страховщики, как и раньше, обращаются за оценкой к независимым оценщикам. Один из проектов методики, который обсуж­дался ранее, это допускал.
Александр КАЛИНИН, первый зампред президиума республиканской палаты оценщиков, Алматы:
Страховщики утверждают, что до сих пор отсутствует единая методика оценки ущерба. Однако именно наша палата, привлекая к этой работе вашего предшественника, разработала и около трех лет пыталась согласовать с Ассоциацией финансистов Казахстана и Ассоциацией страховых компаний (АСК) инструкцию по оценке размера вреда, причиненного транспорт­ному средству. В итоге под любыми надуманными предлогами ее принятие саботировалось. Не считаете ли подобную позицию АСК лукавством?
- Я тоже участвовал в нескольких заседаниях, на которых эта методика обсуждалась. И, на мой взгляд, сложно сказать, с чьей стороны принятие инструкции саботировалось больше. Ведь в тот момент основными пользователями этих методик были оценщики - страховщики не имели отношения к этой работе. Скорее всего, некоторым из них было невыгодно принимать единую инструкцию. В то время мяч был на стороне оценщиков, и вы могли подтолкнуть ассоциацию страховщиков к тому, чтобы эта инструкция все же появилась. Тогда все осталось бы по-прежнему. Не мне и не сейчас судить о том, почему этого не произошло.
Александр ШПИГОЦКИЙ, Петропавловск, вопрос пришел на электронную почту:
Я руководитель оценочной компании, более десяти лет занимаюсь этой деятельностью. Со мной трудятся четыре квалифицированных специалиста, которые благодаря этим нововведениям останутся без работы. Что вы на это скажете?
- Не думаю, что у оценщиков не будет работы, ведь они все равно остаются на этом рынке, и их деятельность связана не только с транспортными средствами. Согласно закону, потерпевший, не согласный с суммой ущерба, установленной страховой компанией, может обратиться к независимому оценщику, а потом, опираясь на его заключение, - в суд. Я думаю, что спорных моментов станет больше, но вряд ли их процент резко вырастет. Все-таки любое судебное разбирательство - это удар по репутации страховой компании, а ей это невыгодно.
Страховщики говорят, что необходимость в нововведениях возникла из-за недобросовестных оценщиков, которые якобы необоснованно завышали суммы ущерба, что приводило к росту их убытков. А где гарантия того, что теперь они сами, наоборот, не станут занижать эти суммы?
- Нет такой гарантии. Я не могу утверждать на сто процентов, что кто-либо из страховщиков не начнет занижать сумму ущерба. Думаю, что подобные факты будут всплывать. Появятся недовольные. Это неизбежно. И вот здесь как раз необходима будет помощь независимых оценщиков.
Сергей ВЕДЕРНИКОВ, Актау, вопрос пришел на электронную почту:
Если поврежденный автомобиль находится в Актау, то кто будет его осматривать и производить расчет размера материального ущерба?
- Осматривать автомобиль на месте будут аварийные комиссары, а проводить расчет - скорее всего, аджастеры в головном офисе страховой компании, большинство из которых находится в Алматы. Содержать таких специалистов в Актау, где количество ДТП не так велико, по-моему, нецелесообразно.
В статье 17 закона, о котором идет речь, указано, что “страховщик обязан в сроки и порядке, установленные настоящим законом, организовать по заявлению на проведение оценки… оценку у независимого эксперта поврежденного (уничтоженного) имущества”. А в статье 22 того же закона говорится: “Оценку размера вреда, причиненного имуществу, производит страховщик”. Так кто же проводит оценку: страховщик или независимый эксперт?
- Позвольте, я посмотрю внимательно... Да, разночтения действительно есть. Видимо, это недоработка со стороны тех, кто готовил поправки в закон. В его новой редакции вообще исключено понятие “независимый эксперт”, его заменили на “оценочную организацию”, а здесь оно присутствует. Считаю, что в статью 17 закона необходимо внести изменение, чтобы не было этих разночтений.
Валерий ПУГАЧЕВ, Петропавловск:
Кто теперь будет проводить оценку и выплачивать ущерб пострадавшему, если виновник скрылся с места аварии? Раньше в таких случаях потерпевшего отправляли в суд.
- В этом плане ничего не изменилось. Сначала - и это работа полиции - нужно будет найти второго участника ДТП и установить виновную сторону. Это принципиальный момент. Если виновник аварии не определен, то страховая компания не будет нести ответственность. Она компенсирует ущерб лишь в том случае, если установлено виновное лицо и у него есть страховой полис. В противном случае, как и раньше, придется обращаться в суд.
Нурдаулет КИСЕКБАЕВ, Есик, Алматинская область:
В конце ноября прошлого года я попал в аварию, моя машина восстановлению не подлежит. На место ДТП приезжали полицейские и страховщики, но мне до сих пор так и не выплатили никакой компенсации. Я ходил в ту компанию, в которой покупал полис, но там мне сказали: “Если вы не виноваты в аварии, то и платить вам мы ничего не будем”. Как мне быть?
- Компания несет обязательства при наличии вины своего страхователя, то есть в данном случае вас. А если вина не установлена, то она и не обязана ничего выплачивать. Если вас официально признали пострадавшей стороной, то вы должны обратиться в ту компанию, в которой застрахован виновник аварии.
Илья КРАВЦОВ, Алматы:
Почему с нового года страховщики не должны платить тем пострадавшим в ДТП, которые попадают в больницу?
- Почему же! Они будут платить, но не всегда. Из закона убрали буквально одну строчку, в которой говорилось, что “размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не менее десяти МРП”. В прошлом году эта сумма составляла почти 19 тысяч тенге, и это было выгодно тем, кто попадал в больницу. Пострадавшие находились на полном гособеспечении - ведь лечение производится за счет бюджетных средств, и при этом получали неплохие деньги, что нарушало один из основных принципов страхования: возмещение потерпевшему реального вреда в результате страхового случая. Все-таки, по моему мнению, это было несправедливо. С 1 января будут возмещаться только фактические расходы на амбулаторное или стационарное лечение, но в размере не более 300 МРП. Если человек по каким-то причинам лечится, допустим, в частной клинике, он должен будет предоставить страховщику документы, в которых указаны его расходы, и тогда их возместят.

На “прямой линии” дежурила Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

В одном из ближайших номеров мы продолжим тему, выслушав доводы независимых оценщиков.

Поделиться
Класснуть