6272

Каждому владельцу - по кабинету

Продолжение "прямой линии" с председателем правления АО “Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ” Сергеем ЧАЙЖУНУСОВЫМ. (на снимке).

Ознакомиться с первой частью "прямой линии" можно здесь.

 

Игорь БАЛЫКОВ, Дмитрий ЛИФАНОВ, Наталья ЛАДАНОВА, Алматы:
Почему проверка финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) КСК и расходов целевых оказывается сложной, а иногда и невозможной процедурой? В местных госуправлениях жилья и жилищных инспекциях собственникам квартир отвечают, что проверка ФХД не в их компетенции, и советуют обратиться в ревизионную комиссию КСК, которая в большинстве случаев лоббирует интересы правления кооператива. В департаменте госдоходов также некомпетентны заниматься подобными проверками, объясняя это тем, что КСК не платит налоги. Нельзя ли как-то упростить процедуру проверки ФХД КСК?
- Согласно закону о жилищных отношениях расходы на содержание общего имущества объекта кондоминиума (одного или нескольких многоквартирных жилых домов, МЖД) должны быть отражены в отчете по управлению, который представляется индивидуально собственнику квартиры в письменной форме либо в форме электронного документа ежеквартально.
Таким образом, собственникам квартир предоставлена прямая возможность осуществлять контроль за расходованием средств и требовать от органов управления объектом кондоминиума - КСК - полного отчета по расходованию средств, а последние в свою очередь обязаны предоставить и показать все необходимые документы. Местные госучреждения и жилищные инспекции не имеют компетенции по проверке КСК, за исключением отдельных функций, о которых я скажу ниже. Другое дело, что не все собственники квартир знают свои права и защищают их, чем могут пользоваться в собственных интересах недобросовестные руководители КСК.
Напомню, что согласно закону высшим органом КСК является общее собрание членов кооператива, и если работа ревизионной комиссии КСК (или в целом руководителей кооператива) не устраивает собственников квартир, то на таком собрании можно поменять ее состав.
Кроме того, в недавнем прошлом созданы жилищные инспекции при акиматах, которые в помощь жильцам осуществляют часть контрольно-надзорных функций в сфере управления и содержания МЖД, таких как
- согласование сметы расходов на проведение отдельных видов капитального ремонта, представленной КСК, финансируемых с участием жилищной инспекции;
- участие в комиссиях по приемке выполненных работ по отдельным видам капремонта дома;
- проведение проверки наличия отчета по управлению МЖД при обращении собственников квартир;
- соблюдение собственниками квартир порядка использования, содержания, эксплуатации и ремонта общего имущества МЖД и прилегающих территорий;
- контроль за качеством работ, выполненных по отдельным видам капитального ремонта дома.
В целях же упрощения процедуры проверки ФХД КСК, прозрачности его деятельности мы в настоящее время прорабатываем - причем уже в практической плоскости - вопрос внедрения электронной системы с условным названием “Е-Шанырак”, содержащей подробные сведения о деятельности каждого КСК по каждому МЖД по всей стране, в том числе с указанием должников по коммунальным услугам, сборам на капремонт. Предполагается, что у каждого собственника квартиры будет “личный кабинет”, в котором будут возможности контролировать свои взносы, наблюдать за работой КСК, получать извещения о мероприятиях КСК, голосовать по вопросам общего собрания жильцов и другие.
Игорь БАЛЫКОВ, Татьяна МАШИНА, Алматы:
С чем связаны дополнения и изменения в законе о том, что КСК теперь лишены права содержать свою команду сантехников, ремонтников, строителей и т. д., а обязаны привлекать сервисные компании? Почему бы не отдать решение этого вопроса на усмотрение самих КСК?
- Действительно, законом преду­смотрено, что осуществление КСК в данном объекте кондоминиума сервисной и иной, не относящейся к объекту кондоминиума деятельности запрещается.
На практике зачастую получалось так, что КСК в одном лице выступал как заказчиком, так и подрядчиком, и, как следствие, большая часть ежемесячных взносов жильцов расходовалась на заработную плату персоналу КСК, а меньшая - непосредственно на содержание дома.
Разделение функций управления и содержания было продиктовано необходимостью улучшения качества данных услуг, а также призвано способствовать оптимальному и эффективному распределению денег на управление и содержание МЖД.
В связи с этим на сегодня базовая доля затрат мероприятий в структуре расходования денежных средств складывается из расходов на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума в следующем пропорциональном соотношении:
1) на управление общим имуществом объекта кондоминиума - до 30%;
2) на содержание общего имущества объекта кондоминиума - до 70%.
Предполагалось, что КСК в качестве заказчика будут заключать и контролировать исполнение договоров с сервисной компанией, что, в свою очередь, положительно повлияет как на качество, так и на стоимость сервисных услуг.
Валентина ПЕРЕПЕЛКИНА, Семей:
Как согласуется законная норма о накопительном счете в КСК с госпрограммой модернизации жилья, в рамках которой ее участникам предоставляются кредиты на капремонт домов? Каким из этих вариантов лучше воспользоваться собственникам квартир и почему?
Действительно, в соответствии с законом собственники квартир для накопления средств на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума обязаны ежемесячно вносить на сберегательный счет КСК сумму в размере, определяемом на собрании собственников квартир, но не менее размера 0,02-кратного месячного расчетного показателя (МРП) за один квадратный метр полезной площади жилого (нежилого) помещения. Об этом я уже говорил, отвечая на один из вопросов в первой публикации.
В той же публикации я говорил о том, что капремонт дома можно провести в рамках программы модернизации ЖКХ. Но сейчас хочу уточнить следующее: на сегодняшний день выделение денежных средств на капитальный ремонт домов из республиканского бюджета приостановлено, и потому остается только один вариант - накопление денег собственниками квартир.
Вопрос “Времени”:
Председатель Ассоциации КСК Алматы Шамиль МЕНДЫГАЛИЕВ предлагает не открывать на каждый КСК или МЖД отдельный накопительный счет, а открыть один счет на город. Тогда взнос жильцов будет минимальный (например, по 5-6 тенге за квадратный метр), а это, в свою очередь, автоматически снимет проблему их недовольства высокими тарифами, полагает автор идеи. Приемлем ли такой вариант? Поясните, пожалуйста, свою точку зрения.
Однозначно ответить на поставленный вопрос, хорошее предложение или плохое, я не могу. Необходимо детально проработать весь алгоритм такого варианта, например, такие вопросы, как:
- Кем и по каким принципам будут распределяться данные денежные средства?
- Сможет ли ответственная за ремонт организация справиться с объемом работ в масштабе одного крупного города?
Кроме того, нужно посмотреть, как это будет действовать на прак­тике, возможно - опробовать его как пилотный проект в каком-либо городе.
Данное предложение необходимо обсудить в широком кругу субъектов жилищных отношений: государственных органов, представителей КСК, собственников квартир, общественных объединений, сервисных организаций и других заинтересованных структур.
Роза КУНПЕИСОВА:
Разъясните, что нужно знать относительно установки и эксплуатации общедомовых приборов учета тепла. Например, почему после установки и использования такого прибора в квартирах по-прежнему холодно?
- Общедомовой прибор учета тепла (ОПУТ) - это система приборов и устройств, обеспечивающая учет тепловой энергии для предъявления к оплате потребителю, состоящая из температурных датчиков, расходомеров и тепловычислителя.
Принцип работы ОПУТ заключается в считывании скорости расхода воды и температуры теплоносителя, а тепловычислитель считывает гигакалории, израсходованные на отопление и горячее водоснабжение (ГВС). Потребители тепловой энергии, установившие ОПУТ, оплачивают фактическую величину использованной энергии за отопление и ГВС. Таким образом, установка и эксплуатация ОПУТ не влияет на уровень температуры поставляемой тепловой энергии в дом, ведется лишь фактический учет показателей.
Но установка и эксплуатация ОПУТ позволит значительно снизить платежи за отопление и горячую воду, поскольку данный прибор беспристрастно фиксирует цифры, с помощью него можно навести порядок в системе отопления. Ведь часто потребитель тепла даже не знает (или не хочет знать) о значительных утечках тепла в этой системе. А показания приборов покажут все скрытые утечки и порывы в системе теплоснабжения, и в конечном итоге это позволит устранить плату за теплопотери, которые не зависят от жильцов МЖД.

На “прямой линии” дежурили Екатерина ТИХОНОВА и Наиль ИШМУХАМЕТОВ, Алматы

(Продолжение - в следующих номерах газеты)

Поделиться
Класснуть