3164

Этой выставки краски

Как иностранные посетители EXPO в Астане приняли небезызвестного и эпатажного общественного деятеля страны АМАНТАЯ-КАЖЫ (на снимке) за главного фрика и аниматора выставки.

Ранним утром 10 июня я уже стоял в очереди на одном из КПП EXPO-полиса. День выдался ясным, кругом была слышна иностранная речь, очередь двигалась медленно. Металлоискатели ломались, потому вещи посетителей досматривали не без помощи собак. “Наркотики, взрывчатку ищут”, - шептались люди в толпе.
Через час, попав наконец внутрь городка, я направился в павильон Туркмении.
- Я очень счастлива представлять свою страну в национальном павильоне! - призналась мне Зулейха КАКАЕВА, известная в Туркмении певица. - У нас для этого провели очень жесткий отбор, и на кастинге мне удалось оставить позади 15 маститых певцов. Здесь я буду петь дуэтом со своим коллегой, встречая нашего президента.
Мы еще некоторое время мило беседовали, пока к нам не подбежали люди в черном, после чего артистка упорхнула. Через считаные минуты у павильона появился импозантный мужчина в костюме, в котором я узнал президента Тур­мении Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВА. При виде его группа туркмен зашлась в громком “Аркадагка - шухрат!” (Слава президенту). За минуту, что он прошествовал от машины до трибуны, люди произнесли эту фразу не менее 60 раз.
Пока туркмены чествовали президента, я тихонечко выскользнул из павильона и тут же наткнулся на небезызвестного Амантая-кажы.
- Казахстан! - громогласно произнес общественный деятель и, поду­мав, добавил: - Рамазан!
Эту нехитрую речевку он одиноко скандировал не переставая. Для пущей убедительности размахивал своей тростью.
- Миру - мир! Қазақстан, алға! Боже, накажи коррупцию! - продолжал Амантай-кажы.
Рядом с ним тоже кружили люди в черном, но никто не спешил делать Амантаю-кажы замечание. Наверное, потому, что иностранцы были просто без ума от него. Судя по тому, как они с ним селфились и охотно разбирали его четки, которые он раздавал бесплатно, иностранцы не принимали его за общественного деятеля.
- Freak! Cool! - комментировали одни.
- Animator? - вопрошали другие.
Получив бата от Амантая-кажы, я зашагал в пакистанский павильон, где внутри двое мужчин лепили кувшины, а третий, босоногий, танцевал на каменном полу. У всех у них почему-то были невероятно печальные лица.
- EXPO же?! Биле-биле! - прокричал я весело и начал приплясывать вместе с танцором.
Атмосфера в павильоне резко изменилась, все вдруг заулыбались, а к нашей компании подключились другие апашки.
Оставив в полутемном помещении пляшущих людей, я вышел наружу. Тем более что перед павильоном началась небольшая зачистка, поскольку приближалась кавалькада автомобилей с премьер-министром Пакистана Навазом ШАРИФОМ. Из-за него, кстати, некие мужчины, с виду сотрудники спецслужб, вырвали из моих рук красный буклет, свернутый в трубочку, однако убедившись, что в нем ничего не спрятано, вернули. Не забыли извиниться.
Я же присел на скамейку и стал думать: а в чем, собственно, внутренний смысл EXPO? Почему большинство людей практически не задерживается в павильонах: зашли, окинули взглядом помещение и под недоумевающие взгляды гидов удалились?
- Зря приехали, ничего интересного! Думала, куплю у индусов бусы, кольца! - пробурчала проходившая мимо меня пенсионерка.
И тут словно в ответ на мой безмолвный вопрос я услышал разговор двух японцев, говорящих на английском.
- Эти формулы на видеокартинках, агрегаты и прочее сами не будут говорить красочно о “зеленых” технологиях. Люди пришли не на концерт, а на интеллектуальное мероприятие. Это что-то нестандарт­ное для них. Поэтому нужно, чтобы наши гиды постарались! - говорил один из них.
В японском павильоне я чуть не разрыдался. Настолько здесь было все величественно и в то же время просто.
- “Матайнай” и “аригатай” говорят японцы. То есть “приумножить, что есть” и “спасибо за все”, - вещал гид, рассказывая о достижениях Страны восходящего солнца. - Полезных природных ресурсов в мире все меньше, атмосфера загрязняется, поэтому человечество должно объединиться ради идеи сохранения мира.
Гид вообще-то был обычной говорящей картинкой со стены, но из-за спецэффектов казалось, что он живой, находится рядом.
- Мы изобрели автомобили на водородном двигателе. Вместо вредных выхлопов они производят чистую воду, а одной заправки хватит на 650 км пути. Мы верим, что они сделают мир лучше, чище…
Об альтернативных источниках говорили и в соседних павильонах Киргизии и Украины.
- Украина не понаслышке знает об энергетическом кризисе. В качестве одного из решений этого вопроса она продвигает идею применения энергетической вербы, - рассказал гид Акан ЖУСУПОВ. - Верба не изнашивает почву, а при сгорании не нарушается баланс углерода в атмосфере. При этом промышленное производство тепловой и электрической энергии из этого биотоплива в два раза дешевле по сравнению с использованием газа. К тому же урожайность энергетической вербы достигает 12 тонн сухой массы с одного гектара.
После таких лекций мне вдруг стала понятна суть выставки. Побывав на EXPO не один день и внимательно послушав гидов, как и ознакомившись с научными наработками, казахстанцы смогут существенно расширить свои познания на тему энергии будущего и, хочется в это верить, научатся бережно и экономно относиться к природным богатствам как на бытовом, так и на промышленном уровне.

Антон МОЛДИН, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе

Поделиться
Класснуть