7761

Где звучит кобыз - там не властна смерть

Эта древняя казахская поговорка посвящена предку всех тюрков, философу и композитору Коркыту-ата. Если верить легендам, он родился и умер на берегу реки Сырдарьи на территории нынешнего Кармакшинского района Кызылординской области. Здесь же расположился мемориальный комплекс, который вызывает интерес не только у паломников и туристов: и композиторы, и ученые-физики здесь частые гости. Им, как и иностранным туристам, особенно любопытно послушать оригинальные звуки кобыза, которые раздаются из… сорока труб, вмонтированных в памятник певцу Великой степи. И эти звуки, надо отметить, ничуть не отличаются от игры какого-нибудь виртуоза национального ансамбля...

К сожалению, в летописях тех лет доподлинно не сохранилась дата рождения Коркыта-ата, равно как и день его смерти. По одним данным, он прожил 95 лет, по другим - 195 и успел за это время побыть советником трех разных огузских ханов. Даже с научной точки зрения нет точных дат: историки лишь говорят, что Коркыт-ата мог жить с VI по VIII век нашей эры. Имя великого музыканта тоже связано с легендой: будто бы его мать долго не могла родить и ей пришлось вынашивать ребенка почти три года. А в день, когда малыш появился на свет, “ясное небо неожиданно заволокло черными тучами, по Великой степи раздавались раскаты грома и всплески молнии. Все живое на Земле - от людей до бесстрашных лютых зверей - сильно напугалось, и поэтому новорожденному дали имя Коркыт (вселяющий страх)…”
Любопытные подробности из жизни свободолюбивого композитора нам рассказал научный сотрудник мемориала Коркыта-ата Магауя АЛИЕВ.
- У казахов, туркмен, азербайджанцев и турок сохранилось много легенд о мудреце, искавшем бессмертие, - говорит Магауя Алиев. - У каждого из тюркских народов имеется своя летопись, своя история. Наиболее вероятна та, что веками передавалась из уст в уста в Великой степи…
Согласно этой легенде Коркыт осознал скоротечность человеческой жизни и, огорчившись, что ни богатство, ни знатность не могут сохранить человеку жизнь, взнуздал свою верблюдицу Желмая и поехал, что называется, куда глаза глядят. Говорят, что он объездил все четыре стороны света и везде встречал смерть: свалившееся в лесу дерево говорит о скорой смерти, степной ковыль, выгорая под солнцем, свидетельствует о том же. И даже разрушающиеся скалы предрекают акыну наступающую смерть. Судя по всему, Коркыт-ата сильно жаждал бессмертия, но эликсира вечной молодости нигде так и не нашел. Вернувшись в родную Сырдарью, старец так сильно затосковал, что ему однажды приснился вещий сон: нужно сделать музыкальный инструмент, мелодии которого могут остановить время и даже смерть.

- Утром Коркыт-ата выдолбил из ствола дерева кобыз, зарезав любимую верблюдицу, обтянул ее брюшной кожей инструмент, а вместо струн использовал гриву пятилетнего жеребца, пойманного в степи, - продолжает Алиев. - Чудесные и пронзительные звуки кобыза затронули сердца людей, птицы в небе прекращали полет, замолкал ветер, дикие звери прекращали охоту и, расположившись на берегу Сырдарьи, прислушивались к дивным мелодиям. И смерть тоже внимала музыке, но не приближалась к музыканту. Легенды гласят: играя на кобызе, Коркыт-ата нашел путь к бессмертию, оставив после себя большое культурное наследие - музыкальный инструмент кобыз. Кстати, кобыз был предшественником всех смычковых инструментов, появившихся в более поздние века в Европе и странах Азии. В своих кюях старец воспевал родную реку, называя эту местность центром земли. Через много веков именно отсюда, с Байконыра, человек впервые стартовал в космос.
Но все же косая нашла слабинку: долгие бессонные ночи старец провел за игрой и, сильно устав, прилег отдохнуть. И тут коварная змея, тихо подкравшись, ужалила акына…
Подчиняясь просьбе Коркыта, на его могилу положили кобыз. Ученые утверждают: жизнь старца - не просто красивая легенда. Первое письменное свидетельство о Коркыте-ата - героический эпос огузов “Китаби деде Коркуд”. По словам Магауи Алиева, эпос известен в основном по двум рукописям: дрез­денской, состоящей из 12 сказаний, и ватиканской, насчитывающей шесть сказаний. К слову, обе рукописи хранятся до сих пор в немецком городе и в Ватикане. У тюркских народов есть народный эпос “Огуз-наме” (“Сказание об Огузе”). В казахском музыкальном искусстве сохранились кюи. Самые известные из них - “Тәңір күйі” (“Кюи небу”), “Аққу” (“Белый лебедь”), “Елім-ай, халқым-ай”. кюй “Желмая” посвящен верблюжонку, которого подарили Коркыту. Верблюжонок вырос в статную верблюдицу и повсюду следовал за старцем.

…В 1898 году востоковед Абубакир ДИВАЕВ, посетив могилу Коркыта, увидел ее плачевное состояние и попросил помощника губернатора Казалинского уезда подполковника АРЗАМАСЦЕВА сделать две фотографии. Одна сейчас хранится в музее Коркыта-ата. В 1952 году могила акына развалилась - говорят, в те годы уровень воды в Сырдарье резко поднялся и волны смыли последний приют композитора. В 1980 году тогдашний руководитель Кармакшинского райкома партии Елеу КОШЕРБАЕВ добился от центра разрешения на создание мемориала. Строительство поручили архитектору Беку ИБРАЕВУ, но чуть ли не с первых дней несчастья посыпались как из рога изобилия. Сначала Ибраев попал в дорожную аварию и чудом остался жив. Позже кузнец, обещавший выковать изделия для комплекса, выполнить заказ не смог: его отец, крепкий мужчина, неожиданно умер. Потом архитектор не смог достать кирпичи, и приключения на этом не прекращались…
И только обратившись к помощи ясновидящих, строители узнали: недалеко от могилы Коркыта-ата стоит образ девушки со свирепым взглядом, которая просит покоя. Покопавшись в летописях, архитекторы наткнулись на еще одну легенду - о сорока девушках. Оказывается, когда Коркыт-ата начал играть на кобызе, звуки мелодии распространились по всей Великой степи. И на звук из разных концов страны вышли 40 девушек, но по дороге 39 умерли по разным причинам. Выжила одна, хромая, которая вела козу. По легенде она питалась ее молоком, а когда ноги уставали, садилась верхом. Дойдя до берегов Сырдарьи и увидев старца, который, стоя на попоне посреди реки, играл свои кюи, девушка рухнула без чувств…
И только когда Бек Ибраев возвел над ее могилой памятник, строительство пошло как по маслу. Был создан мемориальный комплекс. Памятник представляет собой четыре вертикальные стелы из железобетона высотой 12 метров каждая. Почему четыре? Это стороны света, где побывал великий композитор и акын. В центр памятника вмонтированы 40 труб, именно они при ветреной погоде издают звуки, очень похожие на звуки кобыза. Автором этой уникальной экспозиции стал физик-акустик Совет ИСАТАЕВ.
- В 2014 году по распоряжению Нурсултана НАЗАРБАЕВА провели полную реконструкцию: построили новые здания музея и администрации. Уникальность в том, что с высоты птичьего полета комплекс имеет очертания кобыза. Два здания - музей и администрация - два ушка (регуляторы струны). Лестница - струны, памятник “Кошкар” служит специальной косточкой, приподнимающей струны, а арка символизирует смычок кобыза. Дальше - завершающий корпус кобыза, - подытожил экскурсию Магауя Алиев.
К слову, рядом с комплексом расположился этноаул, возведенный в рамках ЭКСПО-2017. Гостями стали около шести тысяч человек, преимущественно иностранные делегации. Одним словом, Приаралье - один из немногих регионов Казахстана, где сохранились старинные городища и исторические места, но каждый уникален по-своему. Это городище Яныкент - столица огузов, в Средние века - один из крупных экономических и культурных центров Сырдарьи. Чирик-Рабат - торговый центр Шелкового пути. Жент, который считался культурно-религиозным центром древнего Приаралья. К сожалению, газетная площадь не позволяет описать красоту и историческую ценность каждого из десятков мест в Приаралье - все они заслуживают отдельного репортажа…

Тохнияз КУЧУКОВ,фото автора, Кызылорда - Алматы

Вместо P.S. Недавно актив Кызылординской области обсудил статью Нурсултана Назарбаева “Болашаќќа бағдар: рухани жаңғыру”. Помимо прочего речь в публикации идет о начале третьей модернизации - вхождении в число 30 самых развитых стран мира. По мнению руководителя АП Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА, программа “Рухани жаңғыру” со временем должна превратиться в общенациональный проект.

Поделиться
Класснуть