3429

Греческий салат


Как наш корреспондент окунулся в будни сегодняшних Афин

Из аэропорта Элефтериос Венизелос, расположенного в 30 км юго-восточнее столицы древней Эллады, добраться до центра города мы предпочли на автобусном экспрессе. Из всего общественного транспорта, курсирующего в этом направлении, он оказался самым дешевым.


После недолгих поисков нужной остановки вошли в автобус, уверенные в том, что запросто оплатим проезд водителю или кондуктору. Не тут-то было! Пришлось выгружаться, поскольку контролер, проверявший билеты пассажиров, попросил нас купить проездные документы в специальной кассе аэропорта. Пока сын бегал за талонами, наш автобус умчался согласно своему расписанию. “У-у, как тут все серьезно! Это тебе не Алматы...”
Как же мы кардинально ошибались! За все время нашего двухнедельного путешествия по Афинам в трамваях и - что очень любопытно! - метро никто ни разу (!) не проверял билеты ни у нас, ни у других пассажиров-попутчиков: ни контролеры, ни полисмены.
Между тем штраф за проезд зайцем в афинском общественном транспорте (ОТ) достаточно суров: по одним источникам, в 60-кратном размере от стоимости билета, по другим - от 30 до 72 евро (то есть более чем в 20 и 50 раз соответственно). Уточнить эту информацию в кассах мы не решились - еще примут за хитрых зайцев! Наверняка такой существенный штраф наряду, естественно, с культурой, совестливостью и честностью людей вынуждает жителей и гостей греческой столицы, прежде чем сесть в ОТ, безоговорочно подходить к кассам (они есть на узловых остановочных комплексах) и автотерминалам по приобретению билетов.

Система оплаты проезда на внутригородских маршрутах ОТ достаточно интересна. Практически на каждой остановке (за исключением непервостепенных автобус­ных) есть эти автотерминалы по покупке как многоразовых, так и одноразовых проездных талонов. Мы приобретали одноразовые. Аппараты принимают как купюры (номиналом до 50 евро), так и монеты и при этом выдают сдачу. Купленный таким образом талон ты затем должен обязательно закомпостировать в другом автомате, который проставляет на билете текущее время. С этим заре­-
гистрированным документиком ты можешь спокойно ездить в любом ОТ в городской черте в течение ближайших полутора часов. Причем компостеры для проезда в автобусах и троллейбусах расположены непосредственно в салонах машин, в трамваях - на остановках, а в метро - в холлах станций.
Однако не все терминалы по продаже билетов на трамвайных остановках на нашем пути оказывались в рабочем состоянии. И как быть, если нет рядом и ручных касс? Не знаю. Но мы, например, ехали бесплатно, предварительно засняв на фото- и видеокамеры нерабочий агрегат на случай контрольной проверки. Не пригодилось.
Зато все остановки трамваев и большинство автобусных оборудованы электронными табло, которые точно показывают, через сколько минут подъедет нужный тебе транспорт.

И вот что еще интересно. Как ни пытались, мы не смогли отличить обычные билеты от льготных, которые стоят вдвое дешевле. Возможно, все дело в водяных знаках, но и они нам показались совершенно одинаковыми…
Отдельные пунктики Афин - работа метро, уровень безопасности и… мусорные баки.
В афинской подземке за все время мы встретили всего одного стража порядка. Возможно, там их много больше, но облаченный в форму попался только один. На станциях не видно и работников метрополитена, разве что в кассах и справочных будках. Никаких рамок металлоискателя, никаких проверок груза, багажа и билетов. Все турникеты открыты, в одни и те же одни пассажиры входят, другие выходят. В общем, все нараспашку, и в то же время все чинно, размеренно и спокойно.
Не встречали мы людей в форме и в главных турцентрах Афин - на площади-сквере Синтагма (хотя рядом с ней расположены и Королевский дворец, в котором заседает парламент Греции, и исторические здания XIX века), вокруг Акрополя, на “местном Арбате” - в пешеходной зоне Монастираки.
Пока мы были в Афинах, случился теракт в Барселоне. Ну, думаем, теперь-то точно на улицах появятся полицейские патрули, в метро усилят меры безопасности. Снова ошиблись - никаких перемен. Лишь однажды - спустя неделю после того испанского теракта - сын, гуляя по ночным Афинам, повстречал нескольких приветливых полицейских неподалеку от центральной площади.
Что это - беспечность или настолько эффективны превентивные меры безопасности? Очень хочется верить, что второе.
Кстати, не видели мы и дорожных полицейских - ни стоящих “в засаде”, ни на колесах. Да и вообще, в трехмиллионных Афинах на дорогах практически нет пробок! Отчасти это можно объяснить маловысотной (за редким исключением не более 4-5 этажей) застройкой города, раскинувшегося на небольших холмах. Нет скученности автотранспорта, но много мотоциклистов. И ни одного велосипедиста.
С другой стороны, бросается в глаза плотная застройка и множество узких улиц с такими же не­имоверно узкими тротуарами. Нет придомовых территорий и привычных для нас дворов. Возможно, поэтому неизменный атрибут афинских улиц - как главных, так и всех остальных - большие мусорные баки, нередко источающие малоприятное амбре. Это обстоятельство жестко контра­стирует с остальной привлекательностью греческой столицы.
В Афинах трудно найти обменники (всего один попался нам в торгово-сувенирных рядах на Монастираки), но валюту можно поменять в банках. Причем за услугу обмена нужно еще и заплатить - например, у нас за операцию “американец” на евровалюту” просили от 8 до 10 евро.
Но сначала нужно попасть в банк! Система входа там устроена так: нажимаешь на кнопку у входа - она загорается зеленым светом, и автоматически открывается первая дверь, заходишь в небольшую буферную зону, закрывая за собой дверь, и только после этого нажимаешь на кнопку на второй двери - зеленый огонек дает тебе право войти в помещение. Полагаю, что буферная зона представляет собой контрольный участок: с подозрительным или потенциально опасным предметом вряд ли для вас откроется вторая дверь. Выйти из банка можно только по той же схеме.
В сфере услуг - ОТ, супермаркетах и маленьких бутиках, кафе, ресторанах и закусочных, аптеках, на пляжах - обязательно есть хотя бы один сотрудник со знанием английского. Владеющих им мы не раз встречали и просто на афинских улицах (это к вопросу о преподавании иностранного языка в учебных заведениях у нас и там!). Все они взаимоприветливы, внимательны, всегда подскажут и посоветуют.
Еще одна очень важная, на наш взгляд, деталь: вход в музеи и исторические комплексы, включая Акрополь, для несовершеннолетних бесплатный, причем невзирая на гражданство. Также совершенно бесплатно их могут посещать студенты вузов стран Евросоюза (а это к вопросу о воспитании патриотизма).
" В Греции есть все!” - кому не известна эта расхожая фраза? Так вот: все, да не все. У Афин нет… лоска. Асфальт на многих улицах латан-перелатан, тротуарные плитки далеко не первой свежести, многие здания нуждаются если не в капремонте, то точно в покраске или побелке, небольшие парки и скверы в микрорайонах просят чистки и ухода… Все объяснимо: экономика этой европейской страны уже несколько лет переживает не лучшие времена, население в силу различных причин (не будем вдаваться в подробности) постепенно стареет, поэтому и не до лоска. Но его отсутствие не сразу замечаешь. Потому что прежде всего импонируют безопасность и комфорт. Государство для граждан.

Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото автора, Афины - Алматы

Испытано на себе

- Стоимость одного проезда в афинских автобусах-экспрессах, курсирующих между аэропортом и основными районами Афин, - 6 евро для взрослого и 3 евро для несовершеннолетних (от
7 лет), студентов и пенсионеров (при предъявлении документов).
- Цена разового билета для проезда в метро, трамвае и автобусах городских маршрутов одинакова: 1,4 евро - для взрослого, 0,6 - для несовершеннолетних (от 7 лет), студентов и пенсионеров.
- Одна поездка на метро в аэропорт стоит 10 евро для одного взрослого, по 9 евро - для двоих, 5 евро - для несовершеннолетних (от 7 лет) и студентов.
- Для детей до 7 лет проезд бесплатный.

Поделиться
Класснуть

Свежее