8295

За что боролся...

Пресс-площадка, на которую в Алматы собрались адвокат и родственники находящегося под следствием старшего помощника генерального прокурора Куралбека РАХМЕТОВА, а также, разумеется, журналисты, едва не превратилась в театр военных действий.

Напомним, Куралбек Рахметов возглавлял межведомственную следственно-оперативную группу по делу впоследствии осужденного экс-главы алматинского финпола Амирхана АМАНБАЕВА (см. “Постследственный синдром”, “Время” от 13.9.2017 г.). Кроме того, он руководил расследованием выделенного в отдельное производство дела в отношении сотрудников финансовой полиции, налоговиков и других людей, которые якобы помогали “черному генералу” проворачивать махинации. В прошлом году оно было закрыто за отсутствием в действиях силовиков состава преступления, после чего в оборот взяли самого Рахметова.
Как сообщила в начале сентября Генеральная прокуратура, ему, а также следователю ДВД Алматы Михаилу РЕШЕТОВУ инкриминируют распространение заведомо ложной информации (статья 274 Уголовного кодекса) и привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (статья 412).
Однако, по словам адвоката Рахметова Джохара УТЕБЕКОВА, информация о 274-й статье не соответствует действительности - его подзащитному вменяют только 412-ю статью. Кроме того, утверждает он, Генпрокуратура неверно назвала должность Решетова - он работал не в ДВД, а в Алмалинском УВД.
Но больше всего Утебекова возмущает тот факт, что надзорный орган спокойно оглашает информацию об этом деле, в то время как его, адвоката, пытаются заставить дать подписку о неразглашении. А поскольку он отказывается, его не допускают к подзащитному в следственный изолятор ДКНБ.
Что касается самого дела против Рахметова, то, по словам адвоката, ситуация более чем странная. Чтобы было понятно, сообщим некоторые детали. Возглавлявший поначалу расследование в отношении финполовцев и иже с ними сотрудник Генпрокуратуры ДЖУМАГУЛОВ не нашел в действиях подозреваемых состава преступления и прекратил его. После этого по ходатайству Куралбека Рахметова надзорный орган Алматы в лице зампрокурора Жаркынбека БАКАШБАЕВА отменил прекращение расследования, и им занялся... сам Рахметов! Выполнив все следственные процедуры, он направил дело финполовцев в прокуратуру для дальнейшей передачи в суд. Но в этот раз все тот же Бакашбаев счел, что подозреваемые невиновны, и прекратил досудебное расследование. А вскоре был задержан и арестован Рахметов.
- Человека привлекают к уголовной ответственности всего лишь за то, что его позиция не совпала с прокуратурой, - считает Джохар Утебеков. - Генеральный прокурор Жакип АСАНОВ с момента своего назначения регулярно говорит о том, что прокуратура не должна бояться оправдательных приговоров. Но почему-то, как только следователь разошелся во мнении с прокуратурой, его самого немедленно начали преследовать в уголовном порядке! Нонсенс заключается еще и в том, что у следователя, который первым расследовал дело и затем прекратил его (тот самый Джумагулов. - М.А.), тоже начались проблемы, и в результате он уволился из Генеральной прокуратуры.
Между тем далеко не все считают Куралбека Рахметова “белым и пушистым”. На пресс-конференцию пришли родственники и адвокаты осужденных по делу Амирхана Аманбаева, которое вел Рахметов. Организаторы мероприятия, предчувствуя скандал, пытались заставить их покинуть зал, но люди отказались и, надо отдать им должное, поначалу вели себя сдержанно, дав журналистам возможность задать спикерам все интересующие их вопросы.
Атмосфера накалилась, когда слово взял адвокат Аманбаева Ермек БЕКТАСОВ, заявивший, что Джохар Утебеков не владеет информацией:

- Здесь прозвучало очень много недостоверных сведений, которые задевают и моего подзащитного! То есть вы сейчас пресс-конференцию проводите, не зная абсолютно ничего про все эти тонкости...
- А зачем мне их знать? - парировал Утебеков. - Генерал Аманбаев - это первое дело. А меня касается вопрос второго дела.
- …Вы хотите сказать, что действия Рахметова были правильные, когда в отношении АЛДАБЕРГЕНОВА (один из финполовцев. - М. А.) дело прекратили. Но он (Рахметов. - М.А.), не отменяя этого, все-таки принял меры к задержанию Алдабергенова.
- Я прошу прощения, вы Алдабергенова представляете? Вы сейчас как адвокат, но занимаетесь обвинением - я правильно понимаю? Помогаете Генеральной прокуратуре!
- Конечно!
- Замечательно вообще!
- Я бы попросил, коллега, не вводить в заблуждение. Все моменты, которые были сегодня озвучены, они недостоверные.
- Ермек, уважаемый, что-то конкретное скажите. Пока что вы что-то сказали про постановление о квалификации…
- Хорошо, я скажу! В увольнении Джумагулова инициатором был Рахметов! В нашем присутствии все это происходило! - выдал сенсацию Ермек Бектасов.

Адвокаты препирались еще какое-то время, и в итоге организаторы поспешили закончить пресс-конференцию. Однако на этом сюрпризы не закончились, перепалка продолжилась. Брат Куралбека Рахметова стал возмущаться: зачем, мол, все эти люди вообще пришли, ведь, по большому счету, дело Аманбаева не имеет никакого отношения к делу Рахметова. Но осужденная вместе с экс-главой алматинского финпола Елена БАГАУДИНОВА (ей дали отсрочку исполнения наказания как матери трех несовершеннолетних детей) заявила, что имеет, и самое непосредственное. Женщина в очередной раз рассказала о рахметовских методах ведения следствия: по ее словам, он угрожал ей, не давал выйти в туалет, не разрешал звонить детям, которые находились дома одни - мужа Елены, водителя Бахтияра БАГАУДИНОВА, тоже задержали и впоследствии приговорили к семи годам лишения свободы.
- Мы на протяжении трех лет пытаемся что-то доказать, объяснить! - со слезами на глазах говорила Елена Багаудинова. - Сейчас жена и адвокат Рахметова говорят: мы вообще не понимаем, он такой хороший… А по сути, если разобраться, сейчас к нему такое же отношение, какое было у него к нам. Его жена сейчас понимает, что чувствовала тогда я!..

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть