2411

Русское поле:как ФИФА получила рекордную прибыль благодаря ЧМ в России

Благодаря ЧМ-2018 ФИФА получила рекордную выручку в размере $6,1 млрд. При этом основные расходы на проведение ЧМ - более $14 млрд. - взял на себя российский оргкомитет

На чём зарабатывает ФИФА
На прошедшем в Москве 13 мая перед стартом ЧМ-2018 очередном конгрессе ФИФА организация представила доклад о своих доходах и расходах за текущий бюджетный период и утвердила плановые показатели на следующую четырехлетку. По словам главы финансовой службы ФИФА Томаса ПЕЙЕРА, в 2015-2018 годах ФИФА заработала рекордные для себя $6,1 млрд. - на 8 процентов больше плановой суммы, зафиксированной в текущем бюджете, и на 6,7 процента больше, чем за 2011-2014 годы.

За предыдущий четырехлетний цикл, который закончился чемпионатом мира-2014 в Бразилии, выручка ФИФА составила
$5,718 млрд., следует из отчетности федерации. При этом доходы непосредственно от ЧМ-2014 составили $4,8 млрд., или 84 процента от всей суммы доходов за четыре года. Из финансовых документов ФИФА за 2016 и 2017 годы следовало, что в 2015-2018 годах организация ожидала снижения своих доходов относительно предыдущего периода до $5,656 млрд., но помогли новые инвесторы, которые и позволили достичь рекордной выручки.
Доходы ФИФА растут не первый год - в 2007-2010 годах они, к примеру, составляли $4,189 млрд. (из них $3,6 млрд. - от проведения ЧМ-2010 в ЮАР).
Основной объем выручки (82%) ФИФА зарабатывает благодаря продаже медийных прав на транс­ляцию игр своих турниров (53% доходов бюджета) и на продаже маркетинговых прав спонсорам и партнерам (29%). Остальные деньги приносят продажа лицензионных прав (7%), билетов и “пакетов гостеприимства” (сверхдорогие билеты на матчи в VIP- и VVIP-ложи) (8%) и прочие доходы (3%).

Что такое ФИФА
Основанная в 1904 году ФИФА (Fédération Internationale de Football Association, FIFA) сегодня представляет собой одну из крупнейших коммерческих структур в мировом спорте с миллиардными оборотами.
Основной функцией организации, членами которой являются 211 национальных футбольных ассоциаций (больше, чем членов ООН), является проведение международных футбольных соревнований, включая пляжный, женский, юношеский и киберфутбол.
ФИФА выступает организатором 16 международных турниров, крупнейшим из которых является чемпионат мира по футболу среди мужских команд. Так как именно ЧМ генерирует основную прибыль ФИФА, организация живет в четырехлетнем цикле бюджетного планирования от чемпионата к чемпионату.
По данным The New York Times, ссылающейся на внутренние документы ФИФА, в нынешнем бюджетном цикле организация смогла получить на $450 млн. больше, чем было запланировано в бюджете, благодаря нескольким крупным контрактам, заключенным с новыми партнерами незадолго до ЧМ-2018. Основной вклад в дополнительный доход ФИФА внесли китайские компании. В 2016 году глобальным парт­нером ФИФА стала Wanda Group (специализируется в девелопменте, ретейле, логистике и т. д.), подписавшая контракт до 2030 года.
Спонсорами ФИФА в статусе “парт­нер чемпионата мира по футболу” стали также компании Hisense (производитель электроники), Mengniu (производитель молочных продуктов) и Vivo (производитель смартфонов). Договоры с ними были заключены в 2017 году и действовали до окончания ЧМ-2018. NYT оценивает их вклад в выручку ФИФА в $200 млн.
При этом с момента выбора России в качестве страны - хозяйки ЧМ-2018 в 2011 году спонсорский контракт с ФИФА не подписала ни одна новая компания, представляющая Западную Европу или Северную Америку. Нынешние западные спонсоры - Coca Cola, Adidas, Bud, Visa, McDonalds - имели долго­срочные действующие контракты c ФИФА. В 2015-м эти компании пригрозили разрывом контрактов с ФИФА, потребовав отставки главы ассоциации Йозефа БЛАТТЕРА, оказавшегося в центре коррупционного скандала. В том же году Блаттер был отправлен в отставку и отстранен от любой футбольной деятельности на восемь лет.
Другой крупной статьей бюджета, увеличившей доходы ФИФА за последние четыре года, стала продажа лицензионных прав. Доходы от продажи лицензии ФИФА выросли с
$50 млн. за предыдущий период до $160 млн. благодаря подписанию конт­ракта с EA Sports - разработчиком популярных киберспортивных игр. В рамках контракта EA Sports выступила организатором ФИФА eWorld Cup-2018 - глобального чемпионата мира по киберфутболу, финал которого пройдет в августе 2018 года.

Сколько тратит ФИФА
Около трети из заработанных за четыре года денег ФИФА традиционно тратит на проведение чемпионата мира. Траты организации на ЧМ-2018 составляют $1,948 млрд. Существенная часть этой суммы, $627 млн. (32%), будет выплачена российскому орг­комитету в качестве частичной компенсации понесенных затрат.
Вторая крупная статья расходов - $400 млн. - призовые командам-участницам, которые будут распределены в зависимости от достигнутых результатов. Так, чемпион мира получит от ФИФА $38 млн. Сборная России, дошедшая до четвертьфинала, получит $16 млн. призовых.
Остальные траты ФИФА включают в себя оплату телевизионного производства, выплаты судьям, разработки ИТ-решений, оплату страховки чемпионата и т. д.
Вклад ФИФА в организацию остальных 15 соревнований, которые проходят под эгидой ФИФА в четырехлетний срок (детские, женские, киберспортивные и др.), составляет лишь $600 млн. за бюджетный цикл.
Среди трат ФИФА, не имеющих прямого отношения к организации соревнований, - инвестиции в образовательные программы и развитие футбола по всему миру. По этой статье проходят ежегодные целевые выплаты национальным федерациям футбола, обучающие семинары для тренеров и рефери, строительство музея мирового футбола и т. д. В 2015-2018 годах на эти цели ФИФА потратила $1,65 млрд. Почти $1 млрд.
($891 млн.) идет на оплату офиса, зарплаты, поездки по всему миру для футбольных чиновников и т. д.
Всего за 2015-2018 годы ФИФА потратила в общей сложности
$5,556 млрд., что позволило ей зафиксировать прибыль за четырехлетний период $544 млн. - рекордную в истории организации.

Сколько потратила Россия на ЧМ-2018
Россия потратила на организацию чемпионата мира по футболу намного больше ФИФА. Итоговая сумма на подготовку к ЧМ, обозначенная в принятой правительством федеральной госпрограмме по подготовке к проведению ЧМ-2018 в России, составила 679 млрд. руб., то есть почти $11 млрд. по нынешнему курсу. При этом дополнительные 850 млн. руб. были выделены уже после старта мирового первенства. По данным источника РБК в оргкомитете ЧМ, эти деньги были выделены в последний момент из-за дополнительных пожеланий ФИФА к инфраструктуре новых стадионов, в том числе к оборудованию VIP-лож.
Основные расходы - 551,93 млрд. руб. (81,4%) - были связаны со строительством стадионов и тренировочных полей к ЧМ. Семь из 12 стадионов, принимавших игры ЧМ-2018, были построены с нуля на средства федерального бюджета. Также были построены 92 тренировочных поля. Суммарно их строительство обошлось бюджету в 150 млрд. руб.
На строительство транспортной инфраструктуры в программе было заложено 352,5 млрд. руб., из которых 170,3 млрд. - средства федерального бюджета. В этой части больше всего было потрачено на строительство и реконструкцию
аэропортовых комплексов. Так, в Ростове был построен новый аэропорт Платов. Стоимость строительства составила 37 млрд. руб., из которых 19 млрд. инвестировала компания “Аэропорты регионов” Виктора Вексельберга. В других городах ЧМ появились новые терминалы действующих аэропортов и обновлены взлетно-посадочные полосы.
Часть расходов на подготовку к чемпионату мира взяли на себя регионы. В основном их траты были связаны с ремонтом фасадов, дорог, пешеходных зон, систем канализации, закупкой новых автобусов, машин “скорой помощи” и т. д. Кроме того, средства были направлены на повышение туристической привлекательности региона. Наиболее масштабные региональные программы к ЧМ-2018 были реализованы в Москве и Санкт-Петербурге, где к ЧМ-2018 были построены развязки, мосты и новые станции метро.
По подсчетам РБК, совокупный вклад регионов сверх прописанного в федеральной программе составил 205 млрд. руб. Общие расходы России на проведение ЧМ-2018 в России составили 884 млрд. руб.
($14,2 млрд.).

Чемпионаты только для больших
Общая политика ФИФА - расширять географию чемпионатов мира, и с учетом предстоящего увеличения числа участников финальной стадии до 48 команд (с 32) проведение турнира становится “под силу только очень серьезным в экономическом плане странам либо это будет коллаборация нескольких стран, таких как США, Мексика, Канада” (выбраны хозяйками ЧМ-2026), напоминает профессор РЭУ им. Плеханова, бывший генеральный секретарь Российского футбольного союза Анатолий ВОРОБЬЕВ.
После Катара, который намерен потратить $200 млрд. на подготовку следующего чемпионата мира в 2022 году, потянуть организацию чемпионата мира смогут только такие страны, как Китай, считает Воробьев.
Вопрос о том, выгодно ли проводить чемпионат мира, очень сложен: в расчет нужно принимать не только произведенные денежные затраты, но и нематериальные выгоды - гудвилл, в том числе имиджевые дивиденды, но строго измерить их практически невозможно, рассуждает Воробьев.
Основным бенефициаром будет туристическая отрасль. “После того как болельщики увидели Москву и другие города такими привлекательными, будет работать сарафанное радио, многие южноамериканцы и европейцы захотят приехать и посмотреть на Россию”, - отмечает Воробьев.
“Что же касается спортивной составляющей, конечно, есть риски, что стадионы в ряде городов станут невостребованными, как в Южной Корее или ЮАР, особенно там, где нет команд премьер-лиги (Саранск, Волгоград, Нижний Новгород). Известны уже затраты на содержание этих стадионов, и пока не видно, за счет чего они будут окупаться”, - добавляет он.
В 2019 году прогнозные расходы на содержание семи региональных арен составят от 276 до 338 млн. руб., или 2,2 млрд. руб. в совокупности, следует из проекта концепции наследия чемпионата мира по футболу, опубликованного Минспортом в апреле 2018 года.
Профессор Чикагского университета экономист Константин СОНИН считает, что главная выгода от чемпионата мира в России - это рост вовлеченности болельщиков и перспектива долгосрочного увеличения интереса к футболу со стороны широкой аудитории; $10-15 млрд., потраченные на чемпионат, - это “маленькая величина для экономики в целом”, а “огромная вовлеченность болельщиков, непропорциональная расходам, в каком-то смысле даже более важная вещь для развития футбола, чем строительство стадионов и инфраструктуры”, говорит Сонин.
Большая роль чемпионата в том, что он задает стандарты организации спортивных мероприятий, и чемпионат в России продемонстрировал, что можно организовать все таким образом, чтобы люди приходили на стадионы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Саранске, Саратове и других городах, чтобы футбол начал посещать средний класс, семьи с детьми и т. д., считает экономист.
А это, в свою очередь, дает надежду на увеличение доходов футбольных клубов от телеправ и посещения стадионов, резюмировал эксперт.
РБК

Поделиться
Класснуть