6650

Десятый день на западе Казахстана ищут бесследно пропавший контейнер с радиоактивным цезием

О ЧП, произошедшем 28 августа, уже оповестили многие иностранные СМИ (не говоря об отечественных). Сообщила об этом и наша газета (см. “Опасная пропажа”, “Пропавший цезий не могут найти”, “Время” от 3.9 и 4.9.2014 г.). Зарубежная общественность пребывает, мягко говоря, в замешательстве. Еще бы - пропал 60-килограммовый контейнер с радиоактивным материалом!
А кругом - террористы, радикалы, экстремисты...

Юрий ШИРОБОКОВ (слева) и Кажимухан КОСПАЕВ.Показательно, что казахстанцев проинформировали о случившемся лишь через несколько дней, когда стало ясно: найти контейнер “по-тихому” не получится. Красноречивый штрих: замначальника ДЧС Мангистауской области Кажимухан КОСПАЕВ сообщил 4 сентября на пресс-конференции в Актау, что официальное письмо о пропаже цезия поступило чрезвычайщикам только 30 августа - спустя два дня (!) после пропажи. До того адресат опасного груза - мангистауский филиал АО “Казпром­геофизика” - пытался найти пропажу своими силами.
В итоге власти озаботились проблемой исчезнувшего цезия лишь в минувший вторник, 2 сентября: при акимате Мангистауской области был создан оперативный штаб во главе с вице-акимом Ануаром ЧУЖЕГУЛОВЫМ. Около 70 бойцов Нацгвардии на своих двоих прочесали 300 км автодороги и прилегающую к ней территорию - от села Шетпе Мангистауского района до населенного пункта Опорный Бейнеуского района. Тщетно! Вечером 3 сентября пресс-служба акима Мангистауской области объявила о вознаграждении в размере 1,5 млн. тенге, которое получит тот, кто найдет контейнер. И... опять тишина...
Сейчас поиски 60-килограммового “саркофага” движутся в сторону поселка Бейнеу. В поисковой операции задействованы 257 военнослужащих и 45 единиц техники. Специалисты не исключают: контейнер мог упасть в так называемый пухляк (толстый слой дорожной пыли, смешанный с песком). Как назло, именно в эти дни полным ходом ведется капитальный ремонт трассы Шетпе - Актау - именно на участке от Шетпе до Сай-Отеса, где, по предварительным данным, и пропал контейнер. На нескольких километрах трассы движение перекрыто. Тяжелые грузовики разбили объездную дорогу настолько, что участок в 16 километров водителям приходится преодолевать больше часа. На всем пути - пухляк вперемешку с камнями и глубокие ямы, в одну из которых, по версии ДЧС, и мог угодить контейнер.
Почему же спасатели уверены, что цезий пропал именно на этом участке?
- По инструкции водитель и охранник, который сопровождает груз, обязаны каждые два часа проверять его. Машина оборудована системой GPS, которая позволяет отслеживать маршрут движения, - туманно ответил журналистам замначальника ДЧС Коспаев.
Впрочем, власти региона не исключают: груз мог потеряться и за пределами Мангистауской области - поэтому сейчас к поисковым работам подключились и в соседней Атырауской.
Между тем в ходе брифинга в минувший четверг выяснились любопытные подробности: машина, из которой выпал (если выпал) злосчастный цезий, везла три таких контейнера, которые, по словам директора департамента “МАЭК-Казатомпром” Юрия ШИРОБОКОВА, положено крепить к бортам машины специальными заклепками.
- В этом каждом контейнере есть капсула, она двойная. Сама активная часть - высотой 6 мм и диаметром 6,5 мм. То есть вес цезия считаные граммы, - сообщил г-н Широбоков.
Это, по словам специалиста, исключает “коммерческую привлекательность”: цена содержимого одной капсулы не превышает 85 тысяч тенге.
Иначе говоря, версия о том, что кто-то выкрал цезий с целью последующей продажи, эксперту представляется несостоятельной.
Юрий Широбоков изо всех сил пытался успокоить журналистов.
- Вскрывать капсулу в замкнутом пространстве и на улице - это разные вещи. На улице можно и не получить облучения - защитным фактором может стать одежда, в помещении же это сто процентов - заявил он. - А степень заражения почвы зависит от многих факторов - силы ветра, влажности... К тому же мы не знаем, как поведет себя человек, нашедший опасный груз: будет ли он трясти капсулу, распылять ее...
По его словам, вскрыть капсулу - непростая задача. И даже если нашедшему это удастся, то в регионе есть все необходимое для обеззараживания территории.
Словом, если верить спасателям и экспертам, то местная (а вместе с ней и мировая) общественность может спать спокойно.
Между тем по факту пропажи контейнера возбуждено уголовное дело, его расследованием занимается департамент Комитета нацбезопасности по Мангистауской области. От каких-либо комментариев чекисты пока воздерживаются.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора и пресс-службы ДВД Мангистауской области, Актау

 

Из досье

 - Цезий-137 - радиоактивный изотоп химического элемента цезия. Образуется преимущественно при делении ядер в атомных реакторах и ядерном оружии. Один из основных компонентов радиоактивного загрязнения биосферы. Содержится в радиоактивных выпадениях и отходах, сбросах заводов, перерабатывающих отходы АЭС. Интенсивно сорбируется почвой и донными отложениями водоемов.
 - Цезий-137 - один из наиболее “долгоживущих” продуктов деления урана. После Чернобыльской катастрофы в 1986 году осадки этого изотопа покрыли многие квадратные километры близлежащих территорий Украины, Белоруссии и России. К 2016 году - через 30 лет после загрязнения - радиоактивность цезия-137 близ Чернобыльской АЭС уменьшится вдвое. А к 2046 году исчезнет полностью.
 - В организм человека цезий-137, как правило, проникает через органы дыхания. Биологический период полувыведения из организма - 70 дней, из мышц, легких, костей скелета - 140 дней.
 - Цезий-137 может служить материалом для так называемой “грязной бомбы”. Обычные взрывчатые вещества, начиненные несколькими килограммами радиоактивного изотопа, способны облучить крупный город. Как сообщала в 2002 году русская служба BBC со ссылкой на “Таймс”, в США был арестован Абдулла аль-МУДЖАХИР, член “Аль-Кайеды”, готовивший, как полагают американские власти, террористический акт с использованием “грязного” радиоактивного оружия. В том же году в Литве были арестованы шесть человек, пытавшихся продать цезий-137 российского происхождения.
 - В начале 2001 года правоохранительным органам российского города Череповец удалось предот­вратить сделку по продаже блока промышленного прибора БГИ-75, сердечники которого начинены цезием-137. Преступники пытались сбыть товар в Москве неким ближневосточным покупателям за $1,5 млн.
 - Совсем недавно, 4 августа 2014 года, правоохранители Грузии задержали двух граждан Армении, пытавшихся провезти в страну заводской контейнер с радиоактивным цезием-137.

Виктор БУРДИН, Алматы

 

Комментарии в тему

Юрий ЧЕБОТАРЕВ (в 1976-1989 годах трудился в геофизике на мангышлакских нефтепромыслах, был инженером, главным инженером и начальником геофизической партии):
- В свое время привозили радиоактивные вещества (в частности цезий-137) на полностью закрытой спецмашине, которую сопровождал автомобиль охраны. Весь маршрут следования спецмашины с радиоактивным веществом в обязательном порядке согласовывался с милицией, СЭС и другими контро­лирующими органами.
Внутри спецмашины находился свинцовый контейнер весом 80-100 кг. Контейнер состоял из двух частей с несколькими замками. Во второй части контейнера - в отверстии диаметром 20-30 мм - находилась ампула с цезием. Сама по себе она очень маленькая - 8 мм шириной и 12 мм длиной. Срок хранения ампулы - пять лет, после чего ее необходимо утилизировать. Дело в том, что по истечении этого времени образуются пары, которые, скапливаясь, могут привести к взрыву. По своей силе он небольшой, но учитывая, что цезий - это порошок, взорвавшись, он может разлететься, а это уже влечет заражение местности. Мы об этом знали и соблюдали все меры предосторожности.
Цезий мы использовали для определения нескольких параметров пластов внутри скважины. Контейнеры с ним хранились в специальных колодцах глубиной 3-4 метра. В нужный момент наш сотрудник доставал контейнер при помощи специального манипулятора (что-то наподобие щипцов).
Территорию, где устанавливали контейнер, сразу же ограждали флажками, чтобы работники нефтепромысла издали видели, где находится опасный груз.
Александр НОСОВ (в 1980-е годы возглавлял промысловую геофизическую партию в Мангистауской области):
- В то время мы работали с приборами, в которых был тулий и цезий-137. В частности, ампула с цезием была заряжена в плотномер, которым измеряли плотность раствора, закаченного в скважину. Все знали о соблюдении мер безопасности, строго придерживались инструкций. Ведь достаточно две минуты подержать руку перед коллиматорным отверстием, чтобы облучиться. А разгерметизация ампулы с цезием грозит тяжелейшим отравлением.
Помню, на территории нашей геофизической фирмы в спецпомещении стоял один контейнер с цезием-137, коллиматорное отверстие контейнера было направлено вверх. Так вот, у вертолетчиков, совершавших облет территории, зашкаливали датчики, когда они пролетали над этим местом! Они сами говорили, что стараются не летать здесь...
То, что произошло сейчас - пропал контейнер - иначе как бардаком и не назвать.
Если бы такое случилось в наше время, то все начальство, ответственное за транспортировку опасного груза, сидело бы давно в КГБ и тряслось от страха.

Поделиться
Класснуть