8227

Показательные заявления

Взяткодатели вспомнили о даче взятки только после того, как были задержаны сотрудниками антикоррупционной службы

Ровно год назад, в конце мая 2017-го, антикоррупционная служба по городу Астане отчиталась о проведении очередной блестящей операции. На этот раз столичным борцам со взяточниками удалось поймать в свои сети крупную рыбу - генерального директора РГП “Профессиональная военизированная аварийно-спасательная служба” Болата ХАЛЫКА. Как заявили в ведомстве, хлопнули первого руководителя предприятия за взятку в 70 тысяч долларов. А в качестве доказательства пресс-служба Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции даже распространила видеозапись задержания: вот разводит руками растерянный чиновник, а в это время из его сейфа достают пакет с деньгами. Купюры заботливо раскладывают на столе и пересчитывают - ровно 70 тысяч долларов! После такого даже отъявленным скептикам становится ясно: виновен! И вот уже телевизионщики берут комментарий у официального представителя Министерства по инвестициям и развитию Мурата ЖУМАНБАЯ. И он заявляет на всю страну: министерство окажет всестороннюю поддержку расследованию, чтобы на подведомственном предприятии наказали всех преступников. Однако дальнейшие события показали, что спешить с вынесением вердикта все-таки не стоит…

Хотя громкое задержание руководителя профессиональной военизированной аварийно-спасательной службы случилось еще в мае прошлого года, его уголовное дело попало к судье Алматинского райсуда №2 Нуржану МЕЛДЕБАЕВУ только в январе 2018-го. Как оказалось, Болата Халыка обвинили не только в получении двух взяток, но и в злоупотреблении служебным положением, а также в легализации средств, добытых преступным путем. Следователи Нацбюро по противодействию коррупции выявили, что гендиректор предприятия незаконно выписывал повышенные премии своим сотрудникам, чтобы в дальнейшем собирать с них эти деньги. Правда, уже в суде суммы взяток заметно изменились: из заявленных 70 тысяч долларов осталось 14 миллионов тенге, что чуть ли не в два раза меньше. Да и американские купюры, показанные по всем каналам и соцсетям, оказались вовсе не взяткой, а семейными накоплениями Халыка. Один из его родственников накануне продал недвижимость и попросил спрятать наличные в надежном месте, где они точно не пропадут. Кто же знал, что в кабинет ворвутся оперативники, чтобы вскрыть сейф и объявить на всю страну, что нашли взятку.

Впрочем, даже без денег два эпизода передачи взяток следствием были доказаны. Но уже в суде, куда ходил наш корреспондент, было выявлено много противоречий на этот счет. И оба факта следует разобрать так же тщательно, как это было сделано судьей Мелдебаевым.
Первый эпизод случился в Алматы 19 мая 2017 года. Предприниматель Марат БАЙКЕНОВ специально приехал в мегаполис для встречи с Болатом Халыком в пятизвездочном отеле. Именно туда бизнесмен, по версии следствия, принес 10,6 миллиона тенге. Эти деньги якобы были откатом за многомиллионные заказы, полученные Байкеновым от профессиональной военизированной аварийно-спасательной службы. Как установлено антикоррупционной службой, коммерсант за свой счет переоборудовал технику, стоящую на балансе организации, а вот когда пришло время подписывать акты выполненных работ, Халык заупрямился и прямо сказал: нужна вот такая сумма, тогда получишь оплату за свои труды. Куда же было деваться бедолаге Байкенову, если у него так нагло вымогали десять с лишним миллионов?
Как оказалось, за этой ситуацией пристально следили сотрудники правоохранительных органов. Они точно знали, что именно в Алматы, а не в Астане, где работает Халык, произойдет передача денег. Более того, все действия Байкенова отслеживались, ему даже был присвоен псевдоним Брюссель. Следственно-оперативной группе удалось зафиксировать, как Байкенов приехал в дорогущий отель, пробыл там некоторое время, а потом отправился по другим делам.
Что же сделали бравые антикоррупционеры? Ворвались в гостиничный номер, чтобы положить лицом в пол взяточника Халыка? Нет. Может быть, записали на видео момент передачи денег? Снова мимо. Ну хотя бы добыли аудиозапись разговора с кодовой фразой? Увы, и здесь неверно. Они приняли решение, удивившее всех, кто присутствовал на судебном процессе. В течение трех дней оперативники охотились на… взяткодателя Байкенова!
И здесь нужно обратить внимание на один очень важный момент: задержание Марата Байкенова было зафиксировано на видео и в дальнейшем попало в материалы уголовного дела. 22 мая в 15.44 по столичному времени его автомобиль был заблокирован на одной из алматинских улиц. А в 16.33 в дежурной части столичного департамента Нацбюро по противодействию коррупции раздался телефонный звонок от некоего гражданина Байкенова М. С., который сообщил, что тремя днями ранее он передал взятку должностному лицу в сумме 10 миллионов 600 тысяч тенге в городе Алматы. То есть через какие-то 49 минут после задержания бизнесмен Байкенов по прозвищу Брюссель почувствовал, что больше не может скрывать страшную правду о чиновнике, которому он дал взятку. Поэтому он узнал номер дежурной части и сообщил о случившемся преступлении, хотя в предыдущие трое суток ему такая мысль в голову не приходила. Он не пошел в ближайшее отделение полиции, не набрал “112” с мобильного, а обратился именно туда, где его так ждали - к столичным борцам с коррупцией. И только после этого 23 мая в Астане был произведен обыск в кабинете гендиректора РГП, где деньги одного из его родственников, хранящиеся в сейфе, были выданы за взятку.
Но, как мы помним, был и второй эпизод передачи взятки. И здесь следователи пошли по уже известному сценарию. 27 мая был задержан еще один предприниматель - директор строительной фирмы Ерболат ШИЛЬДЕБАЕВ (ему оперативники Нацбюро присвоили псевдоним Тенге). Его тоже брали как особо опасного преступника: с участием спецназа в масках заблокировали автомобиль, вытащили на улицу - в общем, навели шороху. И в тот же день, не откладывая в долгий ящик, коммерсант Шильдебаев обратился с заявлением о совершенном преступлении... Куда бы вы думали? Правильно, в антикоррупционную службу по городу Астане! Так о чем же таком мог сообщить бизнесмен? Оказалось, что за неделю до задержания Шильдебаев передал помощнику Болата Халыка 4 миллиона тенге - откат за выигранный тендер. Случилось это аккурат 19 мая. Но предпринимателю понадобились восемь дней и “маски-шоу”, чтобы осознать всю глубину своего проступка. Зато увидев у лица ствол Калашникова, Тенге сразу же вспомнил о взятке, которую передал чиновнику через его подчиненного.
Но и это еще не все. Помощник, по версии следствия, получив деньги от Тенге, отправился не к шефу, а в пункт обмена валюты, чтобы купить доллары. И этот факт можно было легко доказать: согласно правилам при проведении операции в крупном размере обменник обязан регистрировать данные клиента, проще говоря, записывать в отдельный журнал номер его удостоверения и фамилию. Впоследствии эта информация передается в Национальный банк. Именно туда был направлен запрос от судьи Мелдебаева. Однако регулятор ответил, что никакой обменной операции помощник Халыка не проводил. Сам подчиненный, разумеется, полностью отрицает этот факт. Эх, надо было его сначала задержать с участием спецназа, глядишь, память бы вернулась!
Также в суд пригласили многочисленных сотрудников РГП, которым выписывали слишком большие премии, чтобы потом якобы собирать эти деньги. Некоторых было слушать очень трогательно. Например, пожилую женщину-уборщицу, которой неожиданно свалились 30 тысяч тенге сверху. Она от всей души поблагодарила свое начальство - ей эти деньги пришлись очень кстати. И никому ничего не возвращала. Ни один из сотрудников не заявил о каких-либо претензиях к бывшему начальнику, а якобы нанесенный ущерб в виде выписанных премий был погашен еще до суда.
Вот и получается, что в рамках судебного разбирательства было установлено: часть обвинений отпала сами собой, а доказательства получения взяток выглядят, мягко говоря, странно. Оба взяткодателя обратились с заявлениями в антикоррупционную службу Астаны только после того, как были задержаны, то есть явно находились в зависимом положении от сотрудников Нацбюро. По закону оба должны быть привлечены к уголовной ответственности за дачу взятки и сесть на одну скамью с Болатом Халыком. Но реальный срок грозит лишь бывшему чиновнику - гособвинитель попросил наказать экс-гендиректора лишением свободы сроком на восемь лет!
Сам подсудимый вину не признает и требует, чтобы взяткодателей Байкенова и Шильдебаева еще раз вызвали в суд. Они уже давали показания, но этого бывшему чиновнику показалось мало. Поскольку судья Мелдебаев отказался удовлетворить это ходатайство, Болат Халык даже объявил голодовку. Об этом сообщил в Facebook его адвокат Аманжол МУХАМЕДЬЯРОВ. К слову, комментировать процесс юрист отказался, дабы не оказывать давления на суд, чтобы Нуржан Мелдебаев не привлек его к ответственности.
И мы ни в коем случае не хотим давить на судью Мелдебаева. От него сейчас зависит очень многое: он принимал самое активное участие в исследовании доказательств и собственными глазами видел, после каких событий бизнесмены Байкенов и Шильдебаев написали свои заявления в антикоррупционную службу. И это ключевой момент в этом запутанном деле. Но как его оценит судья?

P.S. Совсем недавно наша газета писала, как судья Есильского райсуда Астаны по уголовным делам Канат ДУЙСЕМБИЕВ вынес совершенно разные приговоры за похожие преступления. Адвокату Айнаре АБУЛГАЗИНОВОЙ, матери-одиночке, за один эпизод мошенничества судья дал 5 лет лишения свободы. А вот бывшему чиновнику Минсельхоза Марату МЫРЗАТАЕВУ за 12 эпизодов мошенничества тот же судья отмерил 3 года 1 месяц колонии. Его коллега из Минфина Ернар МЕДЕУБЕКОВ, втянутый в одно из преступлений Мырзатаева, и вовсе получил условный срок. Что любопытно, Медеубеков и Мырзатаев были задержаны с поличным при передаче денег, но их обвинили лишь в мошенничестве. При этом прокуратура Астаны не стала настаивать на переквалификации преступления - ну мошенничество так мошенничество, согласился надзорный орган и с минимальным наказанием для обоих чиновников. При этом Болату Халыку представитель той же городской прокуратуры запросил 8 лет лишения свободы. Почему же у одного органа такой разный подход?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть