4089

Дым без огня

Что будет с электронными сигаретами в Казахстане?

Новый год принес “сюрприз” курильщикам: с 1 января в Казахстане подорожали сигареты. Теперь минимальная цена пачки сигарет с фильтром, согласно постановлению правительства РК “Об установлении минимальных розничных цен на сигареты с фильтром”, стала 300 тенге. За два года минимальная цена увеличилась с 200 до 300 тг.,
и происходит это за счет роста акцизов на табак. Считается, что высокая цена заставит часть курильщиков отказаться от пагубной привычки (а заодно пополнит бюджет страны). К ноябрю 2017 года на пачках сигарет в ЕАЭС будут размещены новые устрашающие картинки. А в соседней России в начале года в Госдуму даже внесли предложение запретить продажу сигарет россиянам, родившимся в 2014 году и позже (даже по достижении 18 лет), навечно. Также в России предлагают запретить курение в собственной квартире. Такой радикальный проект гос­программы по противодействию курению вызвал волну общественного недовольства, что неудивительно в стране, где курит каждый третий. Минздрав РФ обещал доработать проект с учетом народного возмущения. Конечно, бороться с вредной привычкой надо, но к чему могут привести столь жесткие запреты? И кто является инициатором подобных программ?
Мировые тренды в этой сфере задает Рамочная конференция ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) - международный договор, вступивший в силу в 2005 году, который в настоящее время подписали 168 государств, в том числе Казахстан.
В ноябре 2016 года в Дели состоялась седьмая конференция сторон РКБТ ВОЗ, СОР 7, и вот наконец в январе 2017-го решения форума были обнародованы, и вся мировая общественность узнала, к чему пришли на своем форуме борцы с табакокурением. Хоть я и присутствовала на конференции, но оперативно сообщить о принятых решениях не могла: журналистов не допускали на заседания, и мы могли лишь в общем судить о темах дискуссий, а окончательные формулировки решений были согласованы уже после закрытия форума. Они очень расплывчатые и многословные, поэтому коротко изложу, что может заинтересовать рядового потребителя.
Особое внимание было уделено дизайну табачных изделий, включая тонкие и супертонкие варианты дизайна сигарет, вентиляцию фильтра, использование инновационных компонентов (угольного фильтра, ароматической капсулы). Считается, что все эти навороты повышают привлекательность табачных изделий. Поэтому на конференции рекомендовано странам-участницам регулировать применение элементов дизайна.
Другой актуальной темой стали так называемые бездымные табачные изделия - электронные сигареты, в которых используется жидкость, и устройства с нагревательными элементами. Все эти устройства набирают популярность среди курильщиков, которые не в силах отказаться от пагубной привычки, но хотят уменьшить вред для себя и окружающих. Решением конференции поручено провести научные исследования и собрать “досье” на бездымные табачные изделия: по составу, по влиянию на организм и т. д. Также предлагается “рассмотреть возможность применения мер регулирования” к электронным сигаретам - вплоть до их запрета.
Как пояснил нам на конференции член казахстанской делегации Куаныш ЕЛИКБАЕВ, заместитель гендиректора Казахстанского института стандартизации и сертификации комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (на снимке), решения конференции носят рекомендательный характер, и каждое государство само решает, каким образом применять их в своем законодательстве.
- Мы всецело разделяем все разумные принципы борьбы с отрицательным воздействием любых товаров, в том числе табачной продукции. Поэтому такие методы, как техническое регулирование посредством принятия технических регламентов, у нас широко применяются и для табачных изделий тоже. По линии Министерства здравоохранения в последние годы введены ограничения на курение в общественных местах, запрет на рекламу табака и другие важные меры для осуществления РКБТ в Казахстане.
Но важно учитывать не только интересы конвенции, но и национальные интересы страны, в том числе экономические.
Так, например, изначально в повестке стоял вопрос о принятии рекомендации сторонам о запрете или ограничении сигарет с уменьшенной окружностью (тонких и супертонких) и иных новых видов табачных изделий, привлекательных для населения.
Позиция Республики Казахстан заключалась в том, что на сегодня принимать решение конкретно в отношении тонких сигарет преждевременно, так как не проведена оценка регулирующего воздействия и в целом ВТО не позволяет нам устанавливать требования к конструкции товара. Это может быть воспринято в рамках данной международной торговой организации, что Казахстан вводит дискриминационные меры в отношении отдельных товаров без научно обоснованных данных. Нашу позицию разделили участники заседания, и поэтому в решении выработана компромиссная формулировка, которая не дискриминирует и не выделяет конкретные типы сигарет, а в целом говорит о том, что сторонам следует регулировать характеристики дизайна ВСЕХ табачных продуктов в целях уменьшения их привлекательности.
Также были, например, инициативы по установлению жесткого запрета на электронные системы доставки никотина. При этом сам же доклад ВОЗ говорит о том, что электронные системы доставки никотина менее вредные, чем традиционные сигареты.
Тогда почему мы сигареты обычные разрешаем, а менее вредные вещи запрещаем? В чем логика? Опять же определенная дискриминация отдельных видов товаров над другими. Причем без какого-либо научного обоснования.
Если Казахстан согласится на такое, то это будет “плохой посыл” в мировое инвестиционное сообщество о том, что мы соглашаемся на необоснованные решения, это может влиять на инвестклимат.
Поэтому с учетом аналогичных позиций большинства стран была выработана нейтральная и ничем прямо не обязывающая формулировка о том, что стороны приглашаются рассмотреть вопрос регулирования (ограничения либо запрета) таких табачных изделий исходя из своего национального законодательства и целей общественного здравоохранения.
Теперь дело за казахстанскими законотворцами: в какой мере и как исполнять международные рекомендации.
Сама я не курю, к чему и других призываю: даже проводила акцию в нашей редакции, призывая коллег отказаться от сигарет. Но не так-то все просто. Трое добровольцев, бросивших курить, через некоторое время снова вернулись к своим привычкам - кто через месяц, кто через полгода. Очевидно, что определенную часть курильщиков уже вряд ли переделаешь, а введение жестких запретов вызывает протест. Им нужно предложить способы снижения вреда, облегчающие отказ от курения и минимизирующие вред для окружающих. На мой взгляд, в Казахстане приняты очень правильные, можно сказать, упреждающие меры по борьбе с курением. Это подтвердил мне и Олег САЛАГАЙ, председатель президиума Конференции сторон РКБТ ВОЗ: “Казахстанские усилия по контролю над табаком не остаются незамеченными со стороны международного сообщества”.
Но вот исполнение законов у нас, как водится, хромает. Прошли отработки - и вот уже снова водители автобусов дымят, игнорируя жалобы пассажиров, в ресторанах снова появились пепельницы и кальяны, волонтерам и НПО наскучили рейды, а полиция закрывает глаза на игнорирование антитабачного закона. Так что прежде чем двигаться дальше, давайте хотя бы обеспечим реальное выполнение уже принятых мер.

Ирина БАЖЕНОВА, Алматы - Дели - Алматы

Поделиться
Класснуть