3437

Нурбанк:Самое сложное в нашей стране - добиться прозрачности бизнеса

В начале этой недели газета “Время” подвела итоги своеобразной акции: мы попросили коммерческие банки высказать свое отношение к предложению Нурсултана НАЗАРБАЕВА усилить полномочия Нацбанка по контролю за деятельностью БВУ. Результат, как говорится, превзошел все наши ожидания - откликнулось считаное количество банков (см. “Банкиры поймали тишину”, “Время” от 26.9.2017 г.)! А после выхода статьи пресс-секретари некоторых БВУ заявили, что в упор не видели никаких запросов нашей газеты. Однако мы располагаем вещдоками - уведомлениями о доставке наших запросов на электронную почту банков. Тем не менее мы настроены конструктивно решать все вопросы и поэтому предлагаем читателям позицию АО “Нурбанк” (публикуется с незначительными сокращениями).

- Можно ли сказать, что речь в заявлении президента, критиковавшего некоторые БВУ, шла в том числе и о вашем банке?
- Нурбанк не является обособ­ленным банком отечественной банковской системы. Мы, как и все банки второго уровня, работаем в одной плоскости. Конечно, изменения коснутся и нас, как и всех. Требования к капиталу, в частности к качеству активов, ужесточаются. Но банки должны были быть готовы к этому, так как вступление нашей страны в ЕАЭС и ВТО требует повышения конкурентоспособности от наших банков... Можно смело сказать, что мы готовы к любым переменам. Мы будем продолжать планомерно развиваться в рамках утвержденной стратегии.
- Поддерживаете ли вы инициативу о наделении Нацбанка дополнительными полномочиями по контролю за БВУ?
- Проблемы с АО “БТА Банк” и АО “Казкоммерцбанк”, то есть с двумя, по сути самыми крупными банками, показали необходимость перемен в надзоре в финансовом секторе. В сущности, начало было положено с объединением Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) с Национальным банком. После того как надзор был передан в одни руки, конечно, требуются дальнейшие шаги по улучшению контроля. В будущем необходимо избежать таких проблем, какие были у вышеназванных банков, государство должно иметь более широкие полномочия. Спасение этих банков дорого обошлось государству, и теперь его инициативы по ужесточению контроля вполне понятны.
Поэтому мы видим только положительные моменты в этой инициативе. Следовательно, наш банк полностью поддерживает эти меры.
- Какие, на ваш взгляд, изменения нужно внести в законодательство, чтобы избежать в будущем эксцессов, о чем говорил президент, не ущемляя при этом интересов БВУ?
- Казахстан при управлении экономикой всегда старался использовать только рыночные механизмы. А рынок диктует, что останутся только конкурентоспособные. При этом должна обеспечиваться стопроцентная прозрачность бизнеса. Самое сложное в нашей стране - как раз добиться этой прозрачности. Поэтому, на наш взгляд, в первую очередь необходимо расширять полномочия независимых аудиторов с одновременным увеличением их ответственности. Надо увеличивать ответственность не только аудиторов в качестве юридического лица, но и ответственность конкретных физических лиц - аудиторов. Только тогда, на наш взгляд, система станет прозрачнее. А прозрачную систему уже сам рынок урегулирует и сделает сильной.

Мадина АИМБЕТОВА, фото с сайта kursiv.kz, Алматы

Кстати

Криминальный квартет

Трое сотрудников АТФБанка осуждены за мошенничество - они умудрились снять со счетов клиентов банка почти 112 миллионов тенге! И при этом сам банк просит проявить к ним... снисхождение.

Как следует из приговора Медеу­ского райсуда № 2 Алматы, дело обстояло следующим образом. В конце 2015 года гражданка СМАГУЛОВА Л. (поначалу в тексте приговора она почему-то фигурирует как “лицо “С”, но потом все-таки называется фамилия), будучи персональным менеджером филиала АТФБанка в микрорайоне “Мамыр-7”, задумала грандиозную аферу. Заключалась она в том, чтобы выпустить платежные карты на имя клиентов банка, имеющих счета и депозиты, но при этом не имеющих карт, естественно, без их ведома. А затем с помощью этих карт снимать деньги через банкоматы. Провернуть все это в одиночку Смагулова не могла, поэтому предложила “сотрудничество” своим коллегам - менеджерам Айнур КАЛИЕВОЙ, Ануару КУМАРОВУ и Фарруху ЮЛДАШЕВУ.
В итоге в течение практически всего 2016 года криминальный квартет переводил деньги со счетов и депозитов десятков клиентов АТФБанка на карты, а затем обналичивал их через банкоматы. В общей сложности им удалось снять 111 850 000 тенге.
Когда афера вскрылась, банку, естественно, пришлось вернуть клиентам деньги. Что касается предприимчивых сотрудников, то Смагуловой удалось улизнуть, и ее объявили в розыск (как сообщает Tengrinews, в настоящий момент женщина задержана и находится под арестом, ее дело выделено в отдельное производство), а остальные трое предстали перед судом.
В суде все они частично признали свою вину, раскаялись и просили назначить им наказание, не связанное с лишением свободы. Что интересно, не лишать свободы Кумарова и Юлдашева просил и... представитель АТФБанка! Поскольку-де они частично возместили банку ущерб: первый заплатил 20 тысяч долларов, второй - 14,4 млн. тенге. А вот не выплатившую ни копейки Калиеву, несмотря на наличие у нее двух несовершеннолетних детей, требовал наказать по полной.
В итоге вся троица осталась на свободе, правда, кое-кто ненадолго. Медеуский райсуд № 2 признал Фарруха Юлдашева, Ануара Кумарова и Айнур Калиеву виновными в мошенничестве (статья 190 УК) и приговорил к пяти годам лишения свободы каждого с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать определенные должности в банковской системе. Но при этом наказание Юлдашеву и Кумарову суд постановил считать условным, а вот Калиевой всего лишь дана отсрочка - до достижения ее детьми 14-летнего возраста.
Суд также удовлетворил гражданский иск потерпевшей стороны, постановив взыскать в пользу АТФБанка с Калиевой 37,6 млн. тенге, с Кумарова - 30,9 млн. тенге, с Юлдашева - 23,2 млн. тенге. На добровольное исполнение этого решения им дали два месяца. Приговор пока не вступил в законную силу.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть