4485

Есть ли врач среди пассажиров?

На какую медицинскую помощь мы можем рассчитывать в транспорте во время путешествия

В небе
13 ноября самолет, выполнявший рейс Шымкент - Астана, вернулся в аэропорт вылета из-за того, что одному из пассажиров стало плохо с сердцем. Экипаж оказал ему первую помощь, но безрезультатно - мужчина скончался.
Или вот другой пример, который привела алматинка на своей страничке в Faсebook:
- Прошлой ночью я узнала, что сотрудники авиакомпании не имеют права даже таблетку от жара дать пассажиру без разрешения врача. Причем медик из числа пассажиров не считается. Летела в Алматы простывшая. В полете поднялась температура. Хотела принять жаропонижающее, но оказалось, что в запарке положила его в чемодан. Попросила у стюардессы таблетку, она объяснила, что не имеет права без врача. Мол, через 25 минут можем произвести вынужденную посадку в Шымкенте, там врач даст вам таблетку, и мы полетим дальше. В общем, пассажирка в соседнем ряду предложила парацетамол, стюардесса быстро сбегала за водой, но, прежде чем дать мне стакан, трижды предупредила, что прием лекарства - это моя ответственность. По прилете у трапа меня дожидались врач, “скорая” и хеппи-энд.
Мы внимательно изучили правила оказания медицинской помощи пассажирам гражданской авиации, утвержденные приказом министра по инвестициям и развитию РК от 6 июня 2017 года № 329. Согласно этим правилам пассажиры с симптомами инфекционного заболевания (например, гриппа) вообще не допускаются на борт воздушного судна. Такого пассажира еще до начала полета должны отправить в медпункт аэропорта, где медицинский работник примет решение, может ли человек совершать полет, а если нет, то выдаст справку, на основании которой ему вернут деньги за билет. Если признаков заболевания не заметили и пассажир все-таки попал на борт, его должны по возможности изолировать, обеспечить маской и носовыми платками и даже выделить отдельный туалет. А вот предоставлять таблетки бортпроводник самостоятельно не имеет права: только по консультации (устной, письменной или дистанционной) медицинского работника. Более того, правилами не допускается даже использование медицинских средств, имеющихся у самого больного, за исключением случаев, когда они назначены врачом. Выходит, что если даже у вас есть лекарство, но нет рецепта врача, то на борту вам придется принять таблетку втайне от экипажа! Вроде бы все предусмотрено в инструкциях, но парадоксов возникает много. Например, бортпроводник имеет право оказывать только доврачебную помощь, а для оказания квалифицированной медицинской помощи следует вызвать по громкой связи пассажира с высшим медицинским образованием, которое он должен подтвердить. Интересно, кто, например, отправляясь в отпуск на море, берет с собой диплом? Получается, если на борту кому-то вздумается рожать и среди пассажиров, на счастье, окажется врач-акушер, то бортпроводники не должны подпускать его к роженице, если он не покажет документ, подтверждающий его квалификацию. Конечно, экипаж обязательно проходит курсы первой помощи, на которых большой упор делается на такие моменты, как сердечно-легочная реанимация, использование автоматического внешнего дефибриллятора, инфаркт, острый коронарный синдром, шок и т. д. Но на практике действия стюардессы настолько регламентированы, что она не имеет права дать даже таблетку аспирина без разрешения врача (аспирин имеется на борту в аптечке для медицинских работников). Получается, что экипажу проще совершить вынужденную посадку, чтобы врач поднялся на борт и дал таблетку, а затем лететь дальше! Согласно правилам решение о вынужденной посадке принимает командир экипажа, если состояние пассажира критическое, например, человек потерял сознание, у него случился сердечный приступ. Медицинская помощь оказывается за счет средств авиакомпании.

Из ответа департамента по корпоративным коммуникациям АО “Эйр Астана”:
- Все самолеты авиакомпании оснащены тремя видами аптечек: первой доврачебной медицинской помощи (FAK); для квалифицированных медицинских работников (EMK) и Universal precaution Kit - санитарная аптечка в случае обнаружения инфекционного заболевания. Кроме того, на бортах имеется автоматический дефибриллятор (АЕD), который используется для сердечно-легочной реанимации в случаях отсутствия у пассажира дыхания, пульса. Ежегодно бортпроводники проходят обучение по оказанию первой помощи с обязательной сдачей экзаменов. В случае необходимости экипаж действует согласно руководству по производству полетов для бортпроводников. “Эйр Астана” имеет договор с компанией MedAir, которая предоставляет коммуникацию экипажа в рейсовых условиях с квалифицированным врачом на земле (в больницах) по всему миру, что дает возможность бортпроводникам квалифицированно помочь больному пассажиру в течение рейса.

Под стук колёс
3 июля 2017 года в пути следования поезда Мангистау - Астрахань проводница Алтынай РАМБАЕВА вернула к жизни 9-месячную Фатиму. На станции Макат сообщили, что в одном из купе умер ребенок. Однако проводница не растерялась, отнесла девочку в служебное помещение и начала оказывать первую помощь. Через 40 минут ребенок очнулся, начал дышать и плакать.
По словам пресс-службы АО “Пассажирские перевозки”, такие случаи в пути следования единичные, но тем не менее проводники обязательно проходят обучение по оказанию первой доврачебной помощи. Другой вопрос, что они редко сталкиваются с ситуациями, когда нужно делать массаж сердца или останавливать сильное кровотечение. Собственно, производить такие действия проводникам запрещено - они не являются медработниками и вправе оказывать только первую доврачебную помощь. Квалифицированный медицинский сотрудник в пассажирском составе не предусмотрен.
В экстренных ситуациях начальник поезда связывается с ближайшей станцией, чтобы вызвать “скорую помощь”, а также по громкой связи спрашивают, есть ли врачи среди пассажиров. И снова вся надежда на попутчиков с медицинским образованием.
Кстати, если врач “скорой помощи”, которая будет ждать пациента на станции, примет решение, что состояние его здоровья критическое, то человека снимут с поезда. Продолжить путь он сможет только после лечения.

В дороге
- В правилах дорожного движения прописано, как действовать в случае ДТП, - рассказывает Алмаз НУРИЕВ, водитель, работающий на междугородних маршрутах. - А вот что делать, если пассажир заболел в пути, это уже на усмотрение водителя. В моей практике пару раз были случаи, когда у человека поднималось давление, открывалась рвота, и даже однажды женщина начала рожать. В таких случаях я доставлял пассажира до близлежащего населенного пункта, где ему оказывали медицинскую помощь. Сам я несколько раз посещал курсы первой помощи. В дороге может быть всякое, поэтому умею делать искусственное дыхание, останавливать кровотечение, уколы могу делать, шину накладывать при переломе и так далее.

Советы специалиста
Если вы больны или беременны, если получили травму по пути в аэропорт или недавно перенесли хирургическую операцию, стоит отдавать себе отчет, что в самолете вы не сможете рассчитывать на полноценную медицинскую помощь.
Также стоит отложить полет, если вы заметили проявления инфекционного заболевания (температура, кашель и т. д.), чтобы не ставить под угрозу себя и других пассажиров.
Нужно быть осторожными и людям, принимающим гормональные препараты (некоторые группы гормонов могут влиять на сердечно-сосудистую систему), а также пассажирам с нарушением циркуляции крови, повышенным внутричерепным давление и легочной гипертензией.
Противопоказано летать тем, кто недавно перенес инфаркт, инсульт или гипертонический криз.

Наши цифры
- Согласно статистике на каждые 604 перелета приходится одна чрезвычайная ситуация, требующая медицинской помощи.
- По данным Международной организации гражданской авиа­ции, смертность пассажиров на борту самолетов составляет 25,1 случая на один миллион рейсов, из них 13,1 случая связаны с болезнями сердца.

Мнение эксперта
- Вся проблема заключается в том, что нештатные ситуации случаются не каждый день, и многие транспортные компании, как говорится, надеются на авось, - говорит врач санитарной авиации, инструктор курсов первой помощи Елена РЯБИНИНА. - Отсюда плохое оснащение аптечек и формальное обучение персонала показанию первой помощи. Кстати, сами пассажиры тоже бе­залаберно относятся к своему здоровью. Перелет - это всегда стресс для организма, прежде всего из-за более низкого содержания кислорода в салоне и сбоя биоритмов. Перепады высоты сказываются даже на здоровом организме. При длительных перелетах возрастает риск тромбоэмболии, поэтому рекомендуется периодически вставать и разминаться. Обостряются в полете и болезни, касающиеся сердечно-сосудистой системы - от аритмии до вегетотативно-сосудистой дистонии. Поэтому человек, знающий о своих болячках, должен с собой иметь аптечку с необходимыми лекарствами.
И, конечно, нужно знать элементарные правила оказания первой доврачебной помощи. Эти знания могут спасти вас самих, близких или просто попутчиков.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото с сайта sputnik. by, Алматы

Опрос в тему
Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы заболели перед дальней поездкой?
- Да, и мне пришлось отправиться в дорогу больным.
- Да, и я решил отказаться от поездки.
- Нет, таких ситуаций у меня не было.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке.

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Как вы определяете качество, выбирая продукты?
Смотрю на цену: чем дороже продукт, тем выше качество..............................7%
Полагаюсь на свои ощущения: пробую, нюхаю, щупаю..................41 %
Внимательно изучаю этикетку, спрашиваю сертификаты..................24%
Доверяю рекомендациям: беру то, что уже пробовали знакомые...........28%

Поделиться
Класснуть

Свежее