4594

В списках не значится

Что общего между КОСЫ-БАТЫРОМ, Константином ЦИОЛКОВСКИМ, Алишером НАВОИ и Анатолием СЕМЕНЮКОМ? А то, что имена этих известных личностей очень хотели бы видеть в своих названиях жители села в Байзакском районе, коллективы и выпускники школ в Таразе. Но последняя директива, спущенная из Министерства культуры и спорта, не позволяет увековечить эти имена.

Кто не знает про Косы-батыра
В корпункт газеты “Время” за помощью обратились жители села Карасу Байзакского района.

- Вот уже больше года мы добиваемся присвоения нашему селу имени легендарного борца с джунгарами, уроженца этих мест Косы-батыра, но пока не продвинулись ни на йоту, - сетует почетный гражданин района Омирбек БУТИНБАЕВ (на снимке). - Вроде бы никто ничего против этой личности не имеет, однако на региональном уровне нам отказывают в переименовании, потому что имя Косы-батыра не входит в какой-то список, спущенный сверху. Что это за список и почему в него не попал наш прославленный батыр, нам неизвестно, но если в Астане не знают, кто такой Косы-батыр, то почему мы должны страдать?
Более подробно о тернистом и пока бесплодном пути к возможному переименованию рассказал депутат маслихата Жамбылской области, член областного общественного совета Даулетбай ЕСИМБЕКОВ (на снимке):

- Участник Анракайского сражения Косы-батыр был тысячником у легендарного Койгельды-батыра и снискал славу не только храброго воина, но и искусного дипломата: в 1741 году он отправился за поддержкой в Россию и вернулся с оружием. О подвигах Косы-батыра хорошо знают в селе Карасу, ведь там в основном живут его потомки. Они гордятся славным предком и хотели бы свое почтительное отношение к герою засвидетельствовать в названии села, чтобы и молодежь знала свои корни. Село сейчас называется Карасу, и то же название носят села в соседних районах. В Таразе протекает река Карасу. А во всем Казахстане сел с таким названием просто не счесть! Есть Карасу в Киргизии, Узбекистане, России и Азербайджане. То есть это не какой-то уникальный топоним, а весьма распространенный. А названия Косы-батыр нигде нет. Разве что две-три улицы в области. Так почему не удовлетворить просьбу жителей села, тем более что в 2020 году исполнится 350 лет со дня рождения Косы-батыра.

Долгая дорога к имени
Первая преграда для переименования возникла в управлении по развитию языков акимата Жамбылской области. Возглавлявшая его в то время Галия БОРАНБАЕВА показала депутату Есимбекову документы, рекомендующие прекратить поголовное присваивание населенным пунктам имен героев и предлагающие отдавать предпочтение топонимам.
- И хотя это был не запрет, а рекомендация, я понял, что в области мы ничего не добьемся и надо двигаться дальше, - продолжает Даулетбай Есимбеков свой рассказ. - У меня на руках было обращение, подписанное 207 жителями села Карасу, экс-акимом области Борибаем ЖЕКСЕМБИНЫМ, председателем общественного совета Жандаром КАРИБАЕВЫМ, председателем совета ветеранов Еркинбеком СОЛТЫБАЕВЫМ и другими известными в области людьми, в том числе членами ономастической комиссии, которое должно было убедить тех, кому оно предназначалось, что это не мои, Даулетбая Есимбекова, хотелки, а желание народа! Я обратился к нескольким мажилисменам и сенаторам, одновременно заместитель акима области Ерканат МАНЖУОВ написал в Министерство культуры письмо с просьбой дать разрешение на присвоение нескольких имен видных деятелей - уроженцев области (в том числе и Косы-батыра) населенным пунктам и Дому культуры. Министерство ответило 15 сентября 2017 года устами заместителя председателя комитета по развитию языков и общественно-политической работы Галымжана МЕЛЬДЕШОВА. Суть ответа: дескать, хорошо, что вы радеете за языковую политику, но по закону вопросы переименования в районах, сельских округах и аулах решаются по предложению жителей и районных акиматов на уровне области (ну так и мы о том же!), однако есть рекомендации использовать в названиях топонимы, и просим ими руководствоваться.
Даулетбай Есимбеков уже готов был смириться с тем, что не получится переименовать село. Но тут вдруг стало известно, что 19 июня 2017 года погранзастава Кызылкум на границе Кызылординской области и Узбекистана и близстоящая школа получили имя Жанкожи-батыра. А 13 декабря 2017 года Енбекшилдерский район Акмолинской области был переименован в район Биржан сал.
Значит, если нельзя, но очень хочется, то можно?..
В конце прошлого года руководитель управления по развитию языков облакимата Сулушаш КУРМАНБЕКОВА наконец-то смогла обрадовать неугомонного депутата: мол, мы получили из Астаны устное согласие на переименование. 26 декабря карасусцы созвали собрание и единогласно решили в очередной раз ходатайствовать о переименовании села в Косы-батыр. 16 марта нынешнего года на сессии раймаслихата депутаты и районное руководство поддержали решение собрания и направили уже свое совместное решение в управление по развитию языков.
И тут выяснилось, что двумя днями раньше, то есть 14 марта, Минкульт выпустил в свет некий документ под № 13-04-19/621-и с пометкой “аса манызды!”, что означает “особо важно!”, подписанный вице-министром Актоты РАИМКУЛОВОЙ, в котором были собраны 150 имен (ни больше ни меньше!) выдающихся личностей Казахстана, рекомендованных для наименований и переименований.
Косы-батыра в этом списке не оказалось.

Расширьте список, пожалуйста
Нет в нем и великого тюркского поэта и просветителя Алишера Навои, чье имя, по словам председателя узбекского культурного центра Тараза Абдурахмана ЗАЙНУТДИНОВА, хотела бы носить единственная в регионе узбекская школа, как, конечно же, нет имени Анатолия СЕМЕНЮКА, погибшего в бою героя Великой Отечественной войны, выпускника старейшей в городе гимназии
№ 24. И уж конечно, вне списка остался и великий ученый Константин Циолковский, имя которого почти полвека носила гимназия № 7 Тараза. Школу по непонятной причине лишили имени в 2005 году, и с тех пор она остается безымянной. Коллектив гимназии и ее выпускники - уже взрослые дяди и тети - пишут запросы в департамент образования Тараза с просьбой вернуть школе, отметившей 65-летие, имя Циолковского.
Но не то страшно, что его, как и многих других замечательных людей, нет в этом списке 150, а то, что этот список стал догмой.
- У меня много вопросов по этому списку, - рассуждает депутат Даулетбай Есимбеков. - Во-первых, господа из министерства, так не делается. Подобные списки так просто, с кондачка не составляются. Почему бы прежде не запросить предложения с мест? Почему бы не провести народное обсуждение хотя бы в соцсетях по кандидатурам? И тогда - и это мое второе замечание - авторам списка открылось бы, что в мире есть не только поэты, писатели, композиторы и музыканты, которые составляют львиную долю вошедших в список деятелей сравнительно недавнего прошлого, но и труженики села, строители, производственники, прославившиеся трудовыми подвигами, которые в список не попали. Герои Великой Отечественной войны представлены… всего 7-8 фамилиями! А ведь воины-казахстанцы вписали ярчайшие страницы в летопись Великой Победы. В-третьих, страна наша многонациональная, но почему в списке только четыре представителя других наций? Это несправедливо.
И главное, что я хочу сказать: рекомендуя в директивном порядке эти 150 имен для 14 областей и трех городов республиканского значения, мы лишаем регионы возможности писать свою историю и тем самым перечеркиваем президентские программы “Туган жер” и “Рухани жангыру”, нацеленные на поиск корней, воспитание у детей любви к своему очагу, к малой родине. Если все унифицировать и свести к 150 личностям, пусть и очень замечательным, на каких примерах тогда молодежь будет изучать историю родного края? Нет, господа, с этим списком вы явно перегнули! 

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть