3284

Услуги платежом красны

Почему нынешние методы борьбы с должниками в Казахстане дают сбой и есть ли им реальная альтернатива

Наконец-то толстый лед проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства в контексте управления многоэтажными домами вскоре тронется. “Нужно выстроить понятную, эффективную систему управления в сфере ЖКХ”, поручил глава государства правительству и парламенту. К слову, тем самым будет достигнута одна из ключевых задач госпрограммы “Нұрлы жол”. Но очевидно, что это вряд ли можно выполнить, не распутав клубок задолженностей потребителей за полученные услуги и не создав эффективного механизма борьбы с должниками.

Наша газета неоднократно поднимала тему о том, как можно бороться со злостными неплательщиками (см. “Свара из-за трех букв”, “По карточному счету”, “Время” от 23.4.2016 г. и 3.5.2017 г.). Различные эксперты - председатели КСК, юристы, чиновники, депутаты маслихата и мажилиса - предлагали свои варианты решения проблемы. Однако эти мнения пока остаются, по большому счету, увы, безответными.
Между тем сама проблема достигла гигантских масштабов: задолженность потребителей за комуслуги в Казахстане по состоянию на август составляла 14 млрд. тенге. Причем бессменным лидером в этом списке уже много лет числится Алматы с долгом 3,3 млрд. тенге, за ним следует Астана с 2,6 млрд. тенге, далее Шымкент и Мангистауская область, у которых более 2 и 1,6 млрд. тенге долгов соответственно. Ситуацию не спасают бодрые заявления из Дома правительства о том, что в этом году по сравнению с 2017-м наблюдается общее снижение задолженности потребителей перед поставщиками комуслуг на 3,6 млрд. тенге, или 23,8 процента. Об этом премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ сообщил в середине августа на июньский запрос мажилисмена Шавката УТЕМИСОВА, который призвал правительство принять меры по решению проблем, связанных с задолженностью населения по оплате коммунальных услуг.

Долги потребителей, подчеркнул парламентарий, создают серьезные трудности для коммунальных предприятий по исполнению кредиторских обязательств, расчетов за энергоносители, выполнению своевременных ремонтно-подготовительных работ к отопительному сезону. В частности, уже во многих подъездах многоэтажек южной столицы появилось письменное обращение основного поставщика тепла в мегаполисе - ТОО “Алматинские тепловые сети” (АлТС) к жителям: “Несоблюдение вами платежной дисциплины в период проведения мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2018-2019 гг. ставит под угрозу работу предприятия как стабильного поставщика социально важных услуг алматинцам”.
- Эти долги привели к тому, что ТОО “Алматинские тепловые сети” задолжало АО “Алматинские электрические сети”, а также ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которые, в свою очередь, не могут элементарно закупить уголь, а ведь еще нужно найти деньги на ремонтные работы! - не скрывает опасений в комментарии “Времени” руководитель управления энергетики и коммунального хозяйства Алматы Максут ИСАХОВ.
Как же добиться эффективной системы не только для своевременной оплаты потребителями комуслуг, но и для взыскания долгов?
По мнению премьера, действующим законодательством страны “предусмотрен достаточный механизм взыскания задолженности в судебном порядке”.
Но будем откровенны, это механизм прошлого века. Да, в случае несвоевременного исполнения решения суда о взыскании задолженности на собственность должника налагаются аресты, которые могут касаться его расчетных счетов, движимого и недвижимого имущества. Только толку-то от такого “достаточного механизма”? Еще раз взгляните на сумму миллиард­ных долгов! Как показывает прак­тика, судебные решения в сфере ЖКХ несколько лет оспариваются в апелляционном и кассационном порядке, отнимая у всех участников спора время, деньги, увеличивая долги и пеню, нагружая и без того переполненные суды по гражданским тяжбам.
- И мы, как КСК и поставщики коммунальных услуг, выигрываем суды по взысканию задолженности. Но даже после этого никто еще долго не видит тех денег, - подтверждает председатель ассоциации КСП “Туран” (объединяет 64 кооператива собственников помещений Турксибского района Алматы) Бибигуль ЖУНИСПАЕВА. - А все потому, что судебные исполнители еще пару лет после решения суда выбивают долги, и не всегда успешно. То же касается и тех, кто не платит так называемые целевые - расходы по содержанию жилого дома (РСЖД). А от этого страдают добросовестные жильцы. Почти на каждом заседании общественного совета Алматы, посвященном теме ЖКХ и КСК, мы предлагаем властям ввести ограничительные меры против неплательщиков без решения суда - издать приказ например. Как-то с “АЛСЕКО” (компания по обработке информации по платежам потребителей за комуслуги. - Е. Т.) и центрами обслуживания населения мы вели переговоры и хотели наладить такую процедуру (при поддержке властей, разумеется): если у человека есть долг за коммуналку, РСЖД, то он не может получить услуги ЦОНа, они блокируются до его погашения. Кроме того, мы предлагали запретить выписываться из одной квартиры и прописываться в другой, если имеется долг перед КСК или поставщиками комуслуг. Однако все это как-то не сложилось...
Вот в России в прошлом году ввели действительно действенные меры для борьбы с неплательщиками за коммуналку: Верховный суд принял постановление о списании долгов с банковских карт неплательщиков. Причем процедура взыскания происходит без долгих тяжб в течение нескольких дней на основании судебного приказа, для этого истцу достаточно предоставить документы о наличии долга, - продолжает Жуниспаева. - Если бы долги списывали сразу (допустим, с зарплатных карточек владельцев жилья) и в Казахстане, то это избавило бы от немалых проблем многих: добросовестных жильцов, сотрудников жилищной инспекции, прокуратуры, юристов, судей, депутатов... Ведь к ним постоянно обращаются с одними и теми же проблемами! А то ведь как получается? Люди ездят за границу по нескольку раз в год, покупают машины, но игнорируют платежи за коммуналку и на РСЖД. Таких граждан списание долгов с зарплатной карточки или банковского счета без суда сразу приучило бы к дисциплине!
Кстати, в 2016 году перед началом отопительного сезона тогдашний руководитель управления энергетики и коммунального хозяйства Алматы Ермек УСЕНБАЕВ пообещал на пресс-конференции, что со злостными неплательщиками они будут бороться так: ЦОНы будут отказывать в услугах, а сами сотрудники управления - выяснять доходы должников, заявляться к ним на работу (см. “Плати - и никаких бомжей!”, “Время” от 5.10.2016 г.). На днях, через два года после этого грозного предупреждения, я спросила его преемника, принес ли этот заявленный публично метод выбивания долгов какие-то результаты.
- Об этом мы ничего не знаем, - откровенно удивился Максут Исахов. - По-моему, это нереально не оказывать госуслуги в ЦОНах за долги. У человека же разные обстоятельства могут быть…
Вопрос о возможности применения такой ограничительной меры я отправила и в Казцентр ЖКХ при Министерстве по инвестициям и развитию.
- ЦОНы находятся в распоряжении Министерства информации и коммуникаций. Это услуги государственной корпорации “Правительство для граждан”, которые выполняются в соответствии с регламентом. А управление энергетики и коммунального хозяйства Алматы даже не пыталось вносить какие-то правки в регламент, а если бы и попыталось, то это возможно только через Министерство юстиции, - пояснил теперь уже бывший советник председателя правления АО “Казцентр ЖКХ” Борис ПАРСЕГОВ. - Но Минюст никогда не пропустил бы такие поправки, потому что любое ограничение прав и свобод как физических, так и юридических лиц по Конституции должно быть в соответствии с законом. А предложение Усенбаева было незаконно. Получается, он не обещал лишать неплательщиков за комуслуги гос­услуг в ЦОНах - просто помечтал об этом вслух!
К слову, у нас в рабочей группе при Министерстве по инвестициям и развитию была попытка внести в Административный кодекс ответственность жильцов за неуплату расходов на содержание жилого дома. Но попытка не прошла по причине гуманизации нашего законодательства. Потому с зарплатных карточек у нас долги не могут списывать по упрощенной процедуре - только по решению суда, - заключил Парсегов.
Так что пока, как утверждает Максут Исахов, самым действенным методом является отключение от комуслуг за неуплату, но - опять же - только через суд. К примеру, ТОО “АлТС” в этому году подало иски на 248 человек, задолжавших за тепло в совокупности 307 млн. тенге, и отключило горячую воду 542 абонентам, задолжавшим 205 млн. тенге. И вот результат: 457 человек сразу же оплатили 386 млн. тенге.
Но и тут есть свои сложности: точечно, то есть в отдельных квартирах, домах советских проектов, можно отключить должников от электроэнергии, горячего водоснабжения, блокировать канализацию, но невозможно отрезать от централизованного отопления. А вот в новостройках с поквартирной разводкой труб можно отключить отдельные квартиры и от отопления, и от электроэнергии, а от горячей воды даже дистанционно.
Так и живем: новые методы борьбы с должниками должны пройти долгий путь к законодательству, где их может остановить та самая гуманизация, а старые методы не особо работают.
Тем более интересно посмот­реть, как решение этой хронической проблемы будет прописано в новом законодательстве о ЖКХ & КСК. Проект должен поступить в парламент до конца этого года.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть