12653

От школы подальше

Дистанционное обучение: как на него перейти и к чему быть готовым

Испытано на себе

Ажар САБРАЛИЕВА (на снимке), мама двух школьников, попробовала перевести детей на дистанционное обучение не по медицинским показаниям, а по осознанному выбору семьи.

Из-за папиной работы семье нередко приходится менять место жительства. У двух старших детей уже был опыт учебы в частных школах за рубежом и школах для детей из англоговорящих семей. В Астане дети год ходили в государственную школу (старший сын в класс с казахским языком обучения, дочка в русский класс), им предстояло перейти в пятый и третий классы, но год назад Ажар перевела их на обучение по одной из российских программ. В школе ей отдали документы без лишних вопросов. Достаточно было показать справку, что дети поступают в московскую школу дистанционного обучения.
- Ажар, вы, еще работая журналистом, много писали о казахстанском образовании, да и, переезжая за мужем из страны в страну, следили за введением новой программы в казах­станских школах, участвовали в полемике и одобряли реформы. Почему же после года обычной школы выбрали дистанционное обучение?
- У нас в семье сразу была установка на то, что мы не делаем ставку на школьное образование. Скорее, рассматриваем школу как инструмент для социализации детей, общения, воспитания патриотизма. Предполагалось, что основную образовательную часть мы будем давать в семье - сами и с помощью репетиторов. Так что иллюзий у меня не было. Но в реальности получилось так, что школа в том виде, в котором она существует, заполняла все время детей, не оставляя времени для кружков и дополнительных занятий по интересам. В школе выбор дополнительных занятий небольшой, и проходят они вечером, когда у детей нет сил. Словом, пришлось от этого отказаться.
- А самим процессом учебы вы были довольны?
- Я не могла его понять. Вечером я получала уставших от шума и переполненных классов детей, обратной связи особой не было. Поначалу сын был вдохновлен, особенно ему понравился кабинет технологии для мальчиков и учебник, если верить которому - они постоянно должны что-то мастерить. Но в итоге занятия сводились к конспектированию правил безопасности и инструкций. Интерес оказался убит на корню. Кроме того, мне не нравилась моральная обстановка в школе. Например, учитель физкультуры в качестве наказания мог заставить стоять с поднятыми руками или на цыпочках чуть не пол-урока. Вообще, есть некоторая традиция к унижению детей в школе, нет отношения как к личностям. Да, конечно, мы разбирались с руководством, в итоге этого учителя уволили, но я видела, что у учителей просто нет времени, что они задерганные. В программе дело, в системе или в перегруженности класса, я не знаю.
- Когда пришло решение попробовать другой формат обу­чения?
- Я увидела у сына потерю интереса к учебе, он съехал на тройки и ходил в школу просто отбывать положенное время, не понимая, зачем ему это нужно. У дочки тоже был шок от того, что еда в столовой всегда холодная и невкусная, что туалеты грязные (а при таком количестве детей в школах иначе быть не может). Притом что мы учились в неплохой центровой школе. К принятию решения, как ни странно, подтолкнуло EXPO. Мы сходили на выставку, увидели, как далеко шагнул мир, как изменились его инструменты, стандарты, требования. Увидели будущее, в котором и предстоит жить и работать детям. Это укрепило нас в желании попробовать дистанционно-семейное образование.
- Страшно было уходить из школы?
- Очень! Самое главное - этот вопрос у нас никак не регламентирован законодательством, и я себя ощущала чуть ли не преступницей. А еще приходилось понять, что всю ответственность за образование детей я целиком беру на себя. Меня физически трясло от ужаса, пока я оформляла документы, получала подтверждение из России, забирала табели в школе. Еще полгода после этого у меня на нервной почве дергался глаз.
- Российское образование не подразумевает ни истории Казахстана, ни языка и литературы родной страны. Разве это не важно?
- К этому времени у нас уже сложилась дома практика - скупые абзацы учебника истории Казахстана мы дополняли своими рассказами и обсуждением событий той эпохи. А с казахским языком в школе однозначно не сложилось. Я поняла, что, проходя программу, дети на нем не заговорят, так что школа не решала и эти проблемы.
- Вы перешли на дистанционное обучение, и жить стало легче?
- Я бы так не сказала. Не стоит думать, что ты оформишь документы, выдашь ребенку логин и пароль и забудешь о проблемах школы. Дети сами по себе никогда заниматься не будут, по крайней мере обычные дети, не суперответственные. Скорее, я смогла через эту форму включиться в образование своих детей. Это то, о чем я всегда мечтала. Нам приходится вместе слушать урок, дополнять тему, обсуждать. Приходится попутно учиться самому. Из главных плюсов - большая экономия времени детей. К тому же нет такого доведения навыков до автоматизма, как в школе, иногда достаточно, чтобы ребенок понимал, какой формулой воспользоваться, и знал, где найти ее при необходимости. За тот год, что мы были на дистанционке, дочка, например, посещала четыре кружка, и все это без какого-то напряжения и недосыпа. Кстати, о режиме: еще один плюс в том, что дети высыпались, не испытывали унижений и стресса. Может быть, такая форма учебы их даже слишком расслабила, но зато для здоровья это однозначно полезно.
- В чем еще обнаружились проблемы?
- Конечно, не хватало общения со сверстниками, социализации. К тому же в результате такого домашнего обучения дети становятся более продвинутыми и им зачастую неинтересно со сверстниками. Смешная проблема, но она есть.
- Насколько экономичнее оказался такой вариант?
- Намного. Обучение стоило в прошлом году около двухсот тысяч тенге на ребенка за весь учебный год. Это уже с учетом всех учебников и пособий. Для сравнения: частная школа в Астане обошлась бы около одного миллиона только за обучение.
- Вы будете и дальше продолжать дистанционное обучение?
- Сейчас мы опять переезжаем в другую страну, и все зависит от обстоятельств. Если там будет хорошая школа, обеспечивающая конкуренцию и общение, то это здорово. Если нет, у нас есть вариант в виде дистанционки. Главное, что есть выбор. По большому счету школьные аттестаты нужны только для того, чтобы поступить в вуз. Но реалии таковы, что в сфере образования ситуация очень быстро меняется. И я не уверена, что дети выберут схему традиционного академического образования. Возможно, это тоже будет дистанционное образование или серия курсов по выбранной профессии. К тому же сейчас во многие учебные заведения берут по результатам собеседования, и оценки, полученные в школе, не так важны.

МНЕНИЕ эксперта
Майраш ТАЙКЕНОВА, советник министра образования и науки РК:
- Если ребенок охвачен всеобщим школьным образованием, то претензий к его родителям быть не может. Только родители должны четко осознавать свою ответственность и понимать, что школьный аттестат российского, например, образца позволяет поступать в наши вузы, но не дает права претендовать на государственный грант.

     Пока Министерство образования проводит реформы, все больше казахстанцев ищут альтернативу общеобразовательной школе. Можно ли легально уйти на дистанционку и обучаться, к примеру, в одной из зарубежных или российских школ? Этот вопрос мы задали Айжан КУАНДЫК, организатору образовательного центра, стороннику альтернативного образования.
- Мы, родители, много лет пытались наладить диалог с чиновниками на эту тему: проводили “круглые столы”, опросы, думали, какой может быть альтернатива, - говорит Айжан. - Но в ответ получали лишь отписки и обещания рассмотреть вопрос в ближайшее время. Хотя с каждым годом количество родителей, желающих уйти на домашнее или дистанционное образование, растет. Законодательно это не разрешено и не запрещено, исключение составляют дети, которым по медицинским показаниям рекомендовано обу­чение дома. Мой старший сын отучился год в ­обычной школе, получил чудовищный стресс из-за неадекватной учительницы, и даже перевод в другую школу не решил проблему. Мы перестали ходить в школу из-за ухудшения здоровья и стали готовить справки - у нас реально был диагноз, с которым рекомендовано обучение на дому. Но из-за пропусков школа подала на нас в суд, направили к инспектору по работе с несовершеннолетними, и мне пришлось выплатить административный штраф. Самое интересное, что инспектор интересовался, как можно ему свою дочку-первоклассницу тоже перевести на дистанционное обучение. Поскольку есть запрос общества, то независимо от реакции чиновников люди нашли легальный выход из положения, о котором просто не все пока знают, а мы не афишируем его, чтобы не привлекать излишнего внимания, чтобы нам не закрыли эту лазейку. Как правило, все порталы дистанционного обучения прикреплены к реальным школам. Поэтому, если вы подаете документы на дистанционное обучение, то получаете справку о том, что ребенок будет учиться в конкретной школе. То есть он не выпадает из всеобуча, и такая справка является поводом, чтобы забрать документы из школы, где до сих пор учился ребенок. Более того, с аттестатом российской школы вполне можно поступать в любой наш вуз, только для этого необходимо сдавать ЕНТ именно в нашей стране, и вы не сможете претендовать на государственные гранты. Можно проучиться год или два дистанционно, а затем снова вернуться в казахстанскую школу. Например, одна наша родительница с помощью дистанционного обучения подготовила сына к поступлению в РФМШ. Так что этот процесс остановить уже не получится. В этом году российские школы открыто удивляются огромному наплыву казахстанских учеников.

Как учатся по Интернету
Для каждого ученика составляют индивидуальный учебный план, в котором предусмотрены разные формы взаимодействия педагога и ученика: онлайн-уроки по скайпу, офлайн-уроки (видеофайлы, аудиофайлы, задания, тесты), самостоятельные занятия и выполнение контрольных работ.
Обычно можно учиться в удобном для себя режиме, хотя есть конкретные даты для освоения тем и сдачи заданий. Есть возможность личных консультаций по предметам. Можно оспорить оценку, если вы считаете, что она поставлена неправильно. Есть творческая и проектная деятельность. В конце года ученик получает табель с оценками.

Комментарий в тему
Ирина СМИРНОВА, депутат мажилиса:

- Я уже поднимала эту тему: настало время Министерству образования обратить внимание на эту проблему. Дело в том, что нас уже не спрашивают, можно или нельзя дистанционно учиться в российских или других зарубежных школах, а просто переходят на такой режим обучения либо переезжают в другие страны, где закон обеспечивает альтернативные формы обучения. Поэтому и нам давно надо уже подготовить свою базу, предложить как варианты и домашнее, и дистанционное... любое образование. Россия и так уже очень сильно обогнала нас в этом вопросе. Там накоплен большой опыт дистанционки, и она не так дорога, как, например, образование в частной школе. Ну и еще один довод - мы просто не успеваем строить столько школ, сколько сейчас требуется… Время нам диктует: надо дать возможность людям выбрать, тем более что уже должен заработать механизм подушевого финансирования, когда за конкретным ребенком в школу приходят бюджетные деньги. Вообще надо прекращать практику, когда все решает департамент образования: проводит проверки, диктует свои законы. Функции этого ведомства пора свести к методологии преподавания, а школам дать больше свободы.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Ажар САБРАЛИЕВОЙ, Алматы

Опрос в тему
Хотели бы вы перевести своего ребенка на дистанционное школьное обучение?
- Да, это удобное современное и качественное образование
- Нет, слишком большая ответственность для родителей, нужно тратить много времени, чтобы контро­лировать ребенка
- Ребенок должен общаться с ровесниками, ходить в школу, поэтому дистанционно можно заниматься лишь дополнительными предметами

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке.

Возвращаясь к напечатанному

Как нововведения отразятся на пациентах?
- Станет лучше, ведь “скорая” будет приезжать быстрее....... 6%
- Однозначно пострадают те, кого теперь должны обслуживать поликлиники..................... 51%
- Ничего не изменится: приказ останется только на бумаге, а “скорая” так и будет ездить ко всем............................. 43%

Поделиться
Класснуть