17030

Быдло. Есть. И будет?

     Однажды на моих глазах женщина на джипе сбила парня. Тот подлетел и упал прямо на пешеходном переходе. Я вызвал полицию, потом приехала группа поддержки мужа той женщины. Товарищ мужа, по виду бывший спортсмен, узнав, что я посоветовал пострадавшему написать заявление, отвел того в сторону и спросил: “Ты что, терпила?” Парню не хотелось быть терпилой, и... инцидент себя исчерпал. Возможно, сбитый впоследствии страдал от ущерба здоровью, но зато терпилой не стал. В современной казахстанской системе ценностных координат это важнее.

В одном из роликов очень популярного вайнера Жеки парень сталкивается с толпой гопников, после чего начинает вспоминать, чему его учил мастер. Выясняется, что тот открыл ученику главную истину: если что - обращайся в полицию. Видео называется “Коготь терпилы”, и в самом ролике все так называют главного персонажа. Автор недвусмысленно намекает, что терпилой быть плохо, не по-пацански. Зрители в комментариях восторженно разделяют это мнение. Ведь ясно же: среди настоящих крутых парней терпил не бывает!
Именно творчество многочисленных инстаграм-юмористов, кстати, и вынесло на поверхность то, что раньше не выпячивало себя так явно: в обществе верх берет быдло и его понятийные установки. Полицейский должен стоять на страже закона и прав граждан, а в суперпопулярных роликах про “сержанта Берика” местные пинкертоны помогают воровать невест, потому что те засиделись в старых девах; пытаются сбросить потенциального самоубийцу с моста, так как выяснилось, что он гомосексуалист, и так далее.
Аудитория восторженно принимает такие видео, потому что герои роликов говорят со зрителями на одном языке и существуют с ними в одном мире. В мире, где видео с полуголыми депутатами в бане, орущими матом на бизнесменов, не воспринимается как нечто выходящее из ряда вон. В мире, где генеральный директор высокогорного курорта “Шымбулак” после претензии об отсутствии туалетов может написать: “…кто не может спланировать пятиминутный запас в своих биофизиологических потребностях либо имеет признаки недержания, рекомендую посещать туалет на средней станции, до посещения перевала”. А его друг, депутат маслихата, считает своим долгом выразить поддержку словами: “Красава бразе!!! Не обращай внимания на нытиков, которые и сами не могут, и другим не дают”. Наверное, он хотел написать терпил, но в последний момент решил исправить на нытиков. Все-таки депутатский статус обязывает...
Лет десять назад в ходу были статьи о том, что отечественная система образования деградирует, и это неминуемо скажется на уровне образованности населения. Годы прошли - и предсказания сбылись! Даже не в образовательном смысле, а, так сказать, в общегуманитарном. В обществе, где не работают законы, начинают работать понятия. А уровень понятий зависит от уровня общества, которое эти понятия формулирует и претворяет в жизнь.
В традиционном казахском сообществе регулирующую функцию выполняли традиции и родо-племенная структура. Преступника могли, например, идентифицировать по принадлежности к роду, а если не получалось спросить непосредственно с нарушителя, то спрашивали по традиции с главного в роду или со всего аула.
Позже, когда родовая принадлежность стала выполнять по большей части культурологическую функцию, а уложения шариата канули в Лету, им на смену пришли законы светского государства. И сегодня мы не единственные, кто микширует государственное право с традициями. На Кавказе, как известно, большинство вопросов решаются с привлечением старейшин, и зачастую (хотя и негласно) традиционное толкование имеет приоритет перед законами Российской Федерации. В нашем случае проблема в том, что традиций степного уклада уже практически нет (апелляции к ним даже звучать будут странно), а жить по современным законам тоже не очень получается.
Условный чеченец при конфликте будет кричать о том, что он чеченец и поступает так, как ему велит кровь и наследие предков. Условный казах (казахстанец) будет утверждать, что он поступает по понятиям, потому что не терпила. При этом понятия у наших современников чрезвычайно гибкие, и удобно поворачиваются в любую сторону.
Однажды мой сосед всю ночь куролесил в своей квартире, включив музыку настолько громко, что из стен выпадали дюбели. Попытки его урезонить ни к чему не привели, и мне пришлось вызвать полицию. Полицейские, прибыв, вспомнили традиционные казахские матрицы и посоветовали решить вопрос самим - по-добрососедски. Поскольку это было невозможно, я настоял на заявлении под громкие выкрики соседа о том, что я - терпила. После того как заявление было принято, тот же самый сосед попросил бланк заявления и для себя - написать на меня встречное за клевету. То есть весь его пафос антитерпилы тут же сошел на нет и он сам стремительно стал тем, кем только что обозвал меня...
А полицейские, наверное, по­думали: эти оба точно терпилы, раз не смогли решить вопрос самостоятельно.

Короче говоря, основное правило такое: терпилами в нашем обществе всегда будут слабые. Те, кто сильнее, остаются правыми. Поэтому не будьте терпилами. Отстаивайте свои права. Пишите заявления, жалуйтесь, отправляйте депеши. Только так можно что-то противопоставить норовящему доминировать быдлу.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее