2097

Анатолий ГРИЦЕНКО: Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее

Украина - страна, в которой не соскучишься.Чего только стоили взлеты и падения беглого президента Грузии в его попытках захватить здесь власть или же планы “героя Украины” Надежды САВЧЕНКО якобы подорвать парламент и расстрелять депутатов. Казалось бы, чем еще можно удивить мир? Но украинцам это опять удалось. Вот уже несколько недель все обсуждают спецоперацию с “убийством” и чудесным “воскрешением” журналиста Аркадия БАБЧЕНКО.

Для тех, кто не в курсе 

Вечером 29 мая украинские правоохранительные органы официально сообщили о смерти российского оппозиционного, а ныне живущего и работающего на Украине журналиста Аркадия Бабченко. Его якобы застрелили в спину в собственной квартире. Фотодоказательства прилагались.
Новость мгновенно облетела весь мир, родственники и коллеги были шокированы, народ возмущен. Люди несли цветы к дому “погибшего” и к телеканалу, на котором он работал. Однако менее чем через сутки, 30 мая, Служба безопасности Украины (СБУ) заявила, что Бабченко жив. А “смерть” - это инсценировка в рамках спецоперации, благодаря которой удалось выйти на реальных организаторов готовящегося покушения на журналиста. И вскоре предоставили видео задержания предполагаемого заказчика. Обвиняемый по этому делу Борис ГЕРМАН якобы планировал убийство 47 человек - известных на Украине журналистов и общественников. Спецслужбы заявили: Герман получал команды из Москвы.
В целом реакция на “воскрешение” еще больше обнажила биполярность украинского общества. Власти во главе с президентом Петром ПОРОШЕНКО хвалили спецоперацию, предав ей историческое значение. Украинцы радовались чудесному “воскрешению” и неудаче российских спецслужб. Другая же часть населения, наоборот, резко раскритиковала действия властей, назвав происходящее фарсом и очередным позором для страны. Многие эксперты расценивают историю с Бабченко как очередное пиар-шоу теряющей рейтинги власти.

О спецоперации “Бабченко” и ее последствиях для страны, о предстоящих президентских выборах, военной помощи США и вариантах выхода из кризиса мы пообщались с известным украинским оппозиционером, бывшим министром обороны Анатолием ГРИЦЕНКО (на снимке).

- Спецоперация по спасению Аркадия Бабченко вызвала неоднозначную реакцию как внутри страны, так и за ее пределами. Как вы относитесь к происходящему?
- Это действительно экстраординарное событие, плюсом можно считать сохраненную жизнь Аркадия Бабченко, но все остальное - это минусы, поскольку такая операция украинских спецслужб практически разорвала шаблон и повергла в ужас сотни миллионов людей по всему миру. К тому же радость от того, что человек жив, сопровождалась жесткими вопросами к украинскому государству: почему так провели эту операцию, когда фактически тысячи средств массовой информации по всему миру, и не только на Украине, оказались по факту лживыми, подали неверную информацию. Люди испытали психологические, моральные трудности. Мой ответ таков: в случае если в результате этой информации спецслужб будет действительно поймана крупная рыба, как заявлялось, выйдут на заказчика с убедительными доказательствами на высоком уровне, например в ФСБ России или где-то еще, тогда я готов простить эти тяжелые эмоции и мог бы считать, что такой результат оправдан. Но если этого не произойдет, если все завершится только какими-то организаторами где-то на Украине, тогда это непростительно, тогда это подрывает доверие к Украине как государству, и тогда в самой настоящей экстремальной ситуации будет срабатывать эффект “волки, волки!”, когда уже не поверят. Тогда это действительно стыд и унижение для страны. Потому сейчас ответ на самом деле в действиях Службы безопасности Украины, Генеральной прокуратуры Украины и под контролем президента Петра Порошенко лично, поскольку он координировал эту операцию, ему было известно, это делалось с его ведома, он уже взял по факту ответственность на себя. Я, как гражданин страны, хотел бы, чтобы эти последствия были положительные.
- И поймать “эту рыбу” нужно как можно быстрее?
- Вы правы, это нужно сделать как можно оперативнее и на сто процентов, тысячу процентов убедительно. Вот тогда будет из всей этой напряженной истории позитивный конец.
- Оппозиционным политикам на Украине не позавидуешь. СААКАШВИЛИ с позором выдворили из страны, Савченко арестована. Против Надежды выдвинуты серьезные обвинения. Есть ли у нее шансы выйти на свободу?
- Я тоже представляю оппозицию, и мы тоже работаем в непростых условиях. Но все-таки социология показывает, что действующий президент сейчас на четвертом месте в президентских рейтингах. На первых местах представители оппозиции, в том числе моя фамилия на втором месте. И мы последовательно идем вперед, потому что у нас есть свое видение страны, своя, отличная от нынешней власти, мораль и стратегия приведения страны в порядок. Ясно, что никто не хочет отдавать власть никогда и нигде. Все думают, что пришли править вечно. Вечно не получается. Поэтому мы идем вперед, и выборы 2019 года будут в этом смысле решающие.
- Ощущаете ли вы давление власти и не боитесь, что и в ваш адрес будут выдвинуты какие-то громкие обвинения?
- Я это уже ощущаю в течение четырех лет, причем сейчас больше, чем при предыдущей власти, но я человек сильный. Собака лает, караван идет. Потому все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Мы понимаем, что победа на выборах, какой бы она ни была, это только 10 процентов усилий, а 100 процентов - это потом то, что нужно сделать для страны. Мы об этом думаем.
- Рассматривается ли вариант единого кандидата от оппозиционных сил?
- Мы работаем в этом направлении уже больше года, проводим консультации с теми политическими силами, с отдельными личностями, с общественными организациями, из среды которых могли бы быть выдвинуты или планировались быть выдвинутыми другие кандидаты. Позиция нашей партии и моя лично неизменна: из этой среды должен выйти один кандидат, тогда это заявка на победу, тогда это не какой-то технический подыгрыш власти. Эта работа ведется, она уже дала некоторые результаты. В состав нашей партии “Гражданская позиция” вошла политическая сила “Альтернатива”, а также в моей команде уже другая партия - “Народный контроль” Егора ФИРСОВА и Дмитрия ДОБРОДОМОВА. Нас станет больше, мы становимся сильнее и будем дальше двигаться после победы и смены правительства в широком смысле аж до уровня местного самоуправления.
- Ходят слухи, что единым кандидатом от оппозиции может быть Юлия ТИМОШЕНКО.
- Юлия Владимировна Тимошенко - очень опытный политик. Но она неоднократно заявляла, что будет идти отдельно. По рейтингам она сейчас на первом месте. И во второй тур президентских выборов проходим как раз мы вдвоем.
- Анатолий Степанович, вы сказали, что у вас есть свое видение развития Украины и выхода из кризиса. Как же это сделать?
- Я убежден, что даже в нынешней сложной ситуации Украина обладает потенциалом, для того чтобы быть (и не пугайтесь) не просто одним из, а лидером в Восточной и Центральной Европе. И мы можем и должны это сделать. Бог дал нам огромные ресурсы, и если нам удастся включить творческую энергию людей, дать им возможность раскрыться в своей стране, а не искать счастья где-то в Польше, аж до Португалии, то Украина поднимется, и очень быстро. Для тех, кто сомневается, я напомню, какой была Польша на рубеже 90-х. Это были руины. С Украины туда везли все: начиная от гвоздей и дрели до зубной пасты и нижнего белья. Сейчас Польша уже поднимается до четвертой экономики в Евросоюзе, представитель Польши возглавляет Евросоюз, и они поехали уже дальше, аж до Британии, искать работу. Мы способны при правильной концентрации усилий организовать взаимоотношения общества и государства таким образом, чтобы в стране был экономический бум, экономический подъем. Вот над этим работаем.
- А как вернуть утраченные территории, Крым и Донбасс, закончить войну?
- Украина с Россией в одностороннем порядке не решат этот вопрос, это уже видно. Поэтому идет поиск решения для обеспечения не просто перемирия, а для долгосрочного мира и спокойствия в многостороннем формате. Если коротко, то я тоже принимаю участие, хотя и представляю оппозицию, в поисках этого решения в неформальных группах, где есть люди, имеющие опыт в сфере безопасности, международных отношений, и там есть участники и с Украины, и из России, Европы и Америки. План обеспечения мира для начала на территориях Донбасса уже подготовлен. Он будет введен в действие, это уже ясно, только после президентских выборов на Украине. Поскольку и Украина будет должна в рамках этого плана по международным усилиям принять на себя некоторые обязательства и решения, для того чтобы этот мир был долгосрочным. У нынешней власти уже остался ресурс времени меньше года, а план рассчитан на 3-5 лет, поэтому эти решения будут реализовываться уже с новой властью. И в этом смысле президентские выборы являются исключительно важными.
- Какова роль США в разрешении военного конфликта на Украине? Насколько весома их военная помощь?
- Те “Джавилины”, противотанковые средства, которые Украине поставили, если вопрос уточнить таким образом: окажут ли они весомое влияние на боеспособность украинской армии? Нет, не окажут. Это только один сектор противотанковой борьбы в сухопутных войсках. Но сам психологический момент того, что западные государства, в данном случае Америка, Канада, Франция, сотрудничают с Украиной, в том числе в технической области, является важным для того, чтобы все понимали, что Украина не остается сам на сам в таких сложных ситуациях. Но все-таки проблемы, которые созданы объективно или субъективно в нашей стране, и те вызовы, которые стоят перед нами, мы в первую очередь должны решать, прилагая свои усилия. Помогут нам партнеры, мы им скажем спасибо. Если по какой-то причине не помогут, значит, мы должны опираться на собственные силы и ресурсы. Это наша страна.
- Недавно Украина вышла из состава СНГ. Как вы относитесь к этому решению?
- На самом деле Украина никогда не была полноценным членом СНГ. Даже когда я был министром обороны, участвовал в этих заседаниях наблюдателем. Это просто фиксация неэффективности этой структуры, которая, даже принимая решения о зоне свободной торговли, демонстрировала, что это зона не работает. Я считаю, что более эффективны двусторонние отношения между странами, и если нашли баланс взаимной выгоды и проявили политическую волю, тогда есть основания и для торговли, и для культурного обмена, и для сотрудничества в других сферах. Украина с Казахстаном - стопроцентно.

Инна ПОЛЯК, наш специальный корреспондент в Киеве


Поделиться
Класснуть