2604

Обязательное соцмедстрахование: время не ждёт!

После нескольких наших публикаций, связанных с внедрением системы обязательного соцмедстрахования (ОСМС) и теми проблемами, которые они выявили, мы отправили запрос в Министерство здравоохранения. А потом долго-долго ждали, пока чиновники на него ответят.

Этого запроса не было бы, если бы я не столкнулась с безграмотностью сотрудников поликлиник Алматы и операторов call-центра, в которые обращалась за консультацией, пытаясь сделать свой выбор как будущий участник системы ОСМС. Свои телефонные “страдания” я живописала в материале “Хотите прикрепиться? Крепитесь!” (см. “Время” от 27.5.2017 г.). После этого мы задали представителям Минздрава ряд вопросов. Уж очень хотелось выяснить, как же и кто готовил всех тех специалистов, с которыми я столкнулась. Ведь если в Алматы сложилась столь аховая ситуация, то что тогда в других регионах? Но, видимо, вопросы оказались настолько сложными, что ждать ответа на них пришлось больше двух недель - с 29 мая до 13 июня. Хотя получить ответ хотелось как можно быстрее, ведь до момента, когда казахстанцы начнут платить взносы в Фонд обязательного социального медстрахования, то есть до 1 июля, остались считаные дни...
Итак, предлагаем вашему вниманию наши вопросы и ответы профильного министерства.
1. Когда, кто и как проводил обучение тех специалистов, которые сейчас вовлечены в прикрепительную кампанию? Кто был за это ответствен?
- Работа по обучению медицинских сотрудников вопросам обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) началась в июне 2016 года. Преподаватели медицинских высших учебных заведений и колледжей проводили семинары для медработников. По состоянию на 1 июня 2017 года было обучено 99 899 медицинских работников (69,9 процента от их общего количества). Если говорить более конкретно, 5504 (79,9 процента) из них - менеджеры, 24 192 (66,5 процента) - практикующие врачи и 70 203 (70 процентов) - средний медперсонал. При этом обучение специалистов, вовлеченных в прикрепительную кампанию, проводилось управлениями здравоохранения и медицинскими организациями областей и городов Астаны и Алматы.
2. Кто должен нести ответственность за те недоработки, свидетелями которых мы стали? Будет ли Минздрав принимать меры и разбираться в ситуации? Ведь, вероятнее всего, подобная картина имеет место не только в Алматы, но и в других регионах Казахстана.
- По выводам, сделанным из статьи журналиста, управление здравоохранения города Алматы провело оперативную оценку знаний операторов call-центров и сотрудников поликлиник - их обу­чение было продолжено. Ответственность за качество прикрепительной кампании несут первые руководители медицинских организаций.
Министерство осуществляет еженедельный мониторинг по проведению прикрепительной кампании. Управлениям здравоохранения других регионов было поручено продолжать информационно-разъяснительную работу (ИРР) по ОСМС с населением и проводить текущее обучение специалистов, вовлеченных в прикрепительную кампанию. Еженедельно Минздрав проводит селекторные совещания, в которых участвуют заместители акимов регионов. Они отчитываются о результатах разъяснительной работы по ОСМС и прикрепительной кампании. Происходит анализ текущих проблем, и прорабатываются пути их решения.
3. Поступают ли в Минздрав жалобы, связанные с проблемами во время прикрепления к поликлиникам?
- Да, в Минздрав периодически поступают обращения от граждан по телефону, на блог или письменно. Как правило, они связаны с разъяснением каких-то моментов, встречаются и жалобы на медицинских работников. Их рассматривают на уровне регионов, привлекая к этой работе управления здравоохранения, конкретные медицинские организации и самих пациентов. К тому же везде функционируют службы поддержки пациентов, которые решают проблемы по принципу “здесь и сейчас”, дают гражданам исчерпывающую информацию.
4. Сколько человек на данный момент воспользовались правом свободного прикрепления к поликлинике? Много это или мало, на ваш взгляд?
- По состоянию на 31 мая 2017 года правом свободного прикрепления к организациям первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) воспользовались 14 803 397 человек. 14 271 929 (96,4 процента) подтвердили прикрепление по прежнему месту, 531 468 человек (3,6 процента) перешли в другие поликлиники. В общей сложности 82 процента граждан страны сделали свой выбор, что свидетельствует об эффективности прикрепительной кампании. Следующая подобная кампания пройдет с 15 сентября по 15 ноября этого года.
5. Объясните, имеет ли право гражданин прикрепиться к поликлинике не по месту прописки или жительства? Будет ли в таком случае участковый приходить к нему домой?
- В соответствии с действующими правилами прикрепление граждан к организации ПМСП осуществляется по месту постоянного или временного проживания, работы, учебы, с учетом права свободного выбора врача, медицинской организации в пределах одной административно-территориальной единицы (за исключением граждан, проживающих на приграничных территориях, которые по праву свободного выбора медицинской организации прикрепляются в близлежащую поликлинику, расположенную в другой административно-территориальной единице). При прикреплении лиц, проживающих вне зоны территориального обслуживания поликлиники, возможность медицинского обслуживания на дому оговаривается заранее и указывается в справке (талоне) прикрепления.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

P.S. В общем, сами видите, прикрепительная кампания признана успешной, специалисты обучены, выводы сделаны. Правда, все пока опять же в теории. Совсем скоро увидим, что будет на прак­тике. Ведь напомним еще раз - до 1 июля, когда в фонд начнут поступать первые отчисления, рукой подать.

Поделиться
Класснуть

Свежее