6112

Ангелы и демоны министра образования,

или Как Ирина Смирнова отказала Ерлану Сагадиеву

Министерство образования и науки начинает охоту на ведьм, по его мнению, раздувающих скандалы и распространяющих ложную информацию о новых школьных учебниках: МОН подало заявление в МВД. Вчера на четырехчасовых парламентских слушаниях в сенате, посвященных вопросам общешкольного среднего образования, министр Ерлан САГАДИЕВ подробно рассказал о проблемах, с которыми столкнулось его ведомство при внедрении новых реформ: это не только скепсис, но и прямое организованное противостояние!

Глава Минобра пришел на слушания в полной боевой готовности: привел учеников экспериментальных школ с их проектами по робототехнике, принес учебники по обновленной программе и даже пригласил производителей школьных форм. Достижения Минобрнауки развернули в холле. На книжном стенде расположили все учебники за 5-й и 7-й классы, кроме пресловутых по русскому языку: организаторы сообщили, что их унесли в зал депутаты.
На выставке глава МОН лично представил спикеру сената Касым-Жомарту ТОКАЕВУ хрупкую женщину с ангельским голосом - автора скандального учебника русского языка за 7-й класс Зинаиду САБИТОВУ с тем самым пособием в руках. Токаев полистал его секунд десять и обратился к автору:
- Русский язык очень богат с точки зрения грамматики, есть склонения, падежи. Вы же советскую школу оканчивали? И я советскую школу оканчивал. Есть великие русские классики, начиная с Толстого и заканчивая Чеховым, Некрасовым, Тургеневым. У вас что-нибудь есть из них?
Доктор филологических наук и профессор ответила, что в книге есть фрагменты произведений и русских, и казахских классиков.

- Русский предмет сейчас изменился, изменился подход. Мы должны не только обучить детей знанию этих правил, но и как нужно использовать в жизни. Развивать их, учить читать, слушать, говорить. А как я буду обучать детей слушать и говорить? Конечно, на основе реальных текстов. Я включила отрывки из телевизионных передач, песни и стихи читают известные артисты, - объяснила Сабитова.
- Экспертиза должна как следует поработать над этим. Но, во всяком случае, вы прославились! Теперь вас все знают, - многозначительно заметил Токаев.
- Это хороший учебник, это хороший учебник, - стал оправдываться министр, но его слоган не услышали из-за смеха, раздавшегося после слов спикера сената.
Уже на самом заседании Токаев прямым текстом поддержал возмущенных родителей и депутатов:
- Притчей во языцех стало низкое качество учебников. Учебные материалы постоянно обновляются, перевыпускаются ввиду допущенных ранее ошибок. И это указывает на острую необходимость совершенствования процедуры экспертизы. Последний случай с учебником русского языка вызвал широкую дискуссию в обществе. Конечно, свое слово должна сказать экспертиза. Мы не являемся специалистами в этой отрасли, но хотел бы отметить, что при всех инновациях идти вопреки здравому смыслу, по всей видимости, нет необходимости!
Глава Минобразования тоже начал свой доклад с этих учебников, но заметил, что эти критические стрелы - кем-то спланированные козни.
- По лингвистической сказке Людмилы ПЕТРУШЕВСКОЙ. Из 5000 предложений за 9 месяцев от экспертов, учителей или заинтересованных родителей не было ни одного нарекания по этой сказке! Потому что она находится в учебниках русского языка с 2004 года, ребенок получает по этому упражнению всего шесть заданий из 1200. Поэтому мы считаем, что это достаточно искусственно раздутый скандал! - отметил министр Сагадиев.
Далее он подробно рассказал о грядущих новшествах в системе образования. Так, с 1 сентября 2019 года в 10-11-х классах планируется ввести преподавание четырех предметов (раньше сообщалось, что это будут химия, физика, математика и информатика) на английском языке.
- В этом году начался пилотный проект с участием более чем 1500 учителей-предметников. Они в течение этого учебного года начинают преподавать на английском языке. Мы не запрещаем им использование казахского или русского языка на уроках и даже создали особенные учебники, в которых только 30 процентов содержания на английском, и дальше, по мере, с четверти в четверть (коэффициент преподавания на английском языке. - Т. Г.) повышается до 100 процентов. В принципе, такая технология у нас апробирована в казахско-турецких лицеях. В следующем году мы планируем довести количество учителей-предметников, уже преподающих на английском, до пяти тысяч, - сказал он.
Также со следующего года начнут формировать нулевые классы с... 5-летнего возраста дошколят, и букварь в них будет базовым учебником.
- В принципе, там будут 2-3 урока в день по 25 минут. На сегодня 85 процентов детей, приходя в 1-й класс, умеют читать, из них 30 процентов умеют читать бегло, около 75 процентов умеют считать, из них работают с двузначными цифрами около 15 процентов детей, - сыпал цифрами министр. - И чтобы более-менее выравнять знания детей, государство выпускает единые учебники предшколы.
Но, вынужден был признать министр, наряду с прогрессом никак не удается пока одолеть и негативные факторы: например, в ближайшей перспективе вряд ли будет решена проблема трехсменных школ в крупных городах.
- Мы столкнулись с массовым переселением населения в города. К примеру, в Астану за первое полугодие переехали 45 тысяч человек, из них 20 тысяч детей, это порядка 15 новых школ. Поэтому в крупных городах, принимающих на себя удар урбанизации, проблема трехсменных школ будет сохраняться!
В остальные три часа выступали различные спикеры со своими предложениями. Так, глава городского совета родительской общественности Астаны выступила с просьбой законодательно внед­рить дистанционное и домашнее обучение в стране. А руководитель Республиканской ассоциации частных организаций образования попросила депутатов внести изменения в санитарные и строительные нормы и сократить требуемые площади к объектам образования, а также разрешить открывать частные школы на первых этажах жилых комплексов. По ее словам, сейчас выдвигают необоснованно завышенные требования к наличию больших территорий земельного участка, площадь которого должна быть не меньше четырех гектаров.
После парламентских слушаний г-н Сагадиев вышел к журналистам, на удивление, довольным:
- У меня нормальный настрой, хорошее настроение! Потому что у нас есть учителя, которые поверили в процесс. И я думаю, много депутатов поверило нам!
Его попросили прокомментировать заявление МОН в МВД по фактам распространения в соцсетях сомнительной информации о содержании учебников. К примеру, анонимные пользователи сейчас выставляют обложку казахстанской школьной тетради с ошибками в таблице умножения или приводят публикации о якобы введении в учебную программу 2-го класса предмета “Сексуальное воспитание”.
- Обычно мы стараемся не обращать внимания на такие факты, но в этот раз наш юридический департамент почувствовал, что это достаточно организованная работа. Посоветовались с МВД и написали им заявление с просьбой возбудить уголовное дело по этим фактам. Но их гораздо больше, чем то, что мы привели в своем заявлении! Поэтому мы надеемся, что если все это (нападки на МОН. - Т. Г.) организовано, они (в МВД. - Т. Г.) во всем разберутся, виновные будут наказаны.
- А кто провоцирует на вас атаку?
- Вы же журналисты - разберитесь. Нам некогда этим заниматься.
- А может, кто-то претендует на ваше место?
Министр вдруг закатил глаза, вопросив, а есть ли другие вопросы.
- Вы называете это провокацией? То есть вы считаете всю критику в соцсетях необоснованной?
Цокнув языком, министр отвернулся от журналистов и направился к выходу.
Глава МОН в тот момент, видимо, был убежден, что перетянул на свою сторону часть не соглас­ных с ним парламентариев, в том числе и Ирину СМИРНОВУ, депутата мажилиса от фракции “Народные коммунисты”, самую активную радетельницу учебника “чистого” русского языка. Министерство на днях предложило ей принять деятельное участие в экспертизе новых учебников для 3, 6 и 8-х классов.
- Нет, я откажу! - решительно заявила вчера по этому поводу “Времени” г-жа Смирнова. - Там должны участвовать специалисты в области учебниковедения. Как могу я давать экспертизу учебников, скажем, немецкого языка или физики, если я не специалист?! Из области популизма надо переходить в область научной работы! Я прочитала о приглашении в Интернете, но официально я его не получила. Я готова войти в какой-либо совет, который будет обсуждать, как изменить подходы к появлению новых учебников. Я готова идти в совет для избрания независимых экспертов, потому что нужно сделать независимым поле: это не должны быть люди, которые подчиняются Министерству образования и получают у них зарплату.
Тем временем, вероятно, назревает очередной скандал с другими новыми учебниками - во всяком случае, по английскому языку за 7-й класс. Депутат Смирнова обнаружила в нем задание, в котором требуется назвать поименно (!) детей Анджелины ДЖОЛИ и Брэда ПИТТА. И это вам уже не сказки Петрушевской...

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Астана

Поделиться
Класснуть