3317

Такая кампания нам не нужна!

     В верхах вновь заговорили о лоббировании интересов на законной основе, в том числе в парламенте. Эта тема стала вчера одной из главных в ходе правительственного часа в сенате.

О проблемах в законотворческой деятельности без прикрас поведал спикер верхней палаты Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Вот лишь некоторые из его цитат наотмашь:
- По-прежнему недостаточно высок уровень планирования законопроектных работ, что порождает кампанейщину в законодательном процессе, запоздалые решения давно назревших проблем, многочисленные хаотичные поправки в кодифицированные акты. Поэтому зачастую нормы законов сами по себе не создают правовое поле, а являются следствием быстро меняющихся реалий и обстоятельств. Имеются случаи, когда в принятые парламентом законодательные акты в течение года после вступления их в силу вносятся до ста изменений другими законами!
- Одно и то же явление законы могут трактовать по-разному. Это, естественно, порождает критическое отношение общества к деятельности парламента и правительства.
- По одним направлениям мы идем в сторону ужесточения, в других сферах увлекаемся либерализацией. Между тем рост правонарушений против половой неприкосновенности, в сфере оборота наркотических средств, скотокрадства, а также многочис­ленные нарушения правил дорожного движения со смертельными исходами диктуют острую необходимость ужесточения ответственности за их совершение.
- Мягкие наказания или вовсе уход от уголовной ответственности путем медиации вызывают справедливое возмущение граждан, которые правильно ставят вопрос о чрезмерном увлечении парламента и правительства гуманизацией законодательства в случаях, когда такой подход идет во вред интересам государства!
По словам Токаева, задача войти в тридцатку высокоразвитых государств провоцирует стремление правительства страны формально соответствовать многочисленным рейтинговым показателям. Нередко законопроекты направляются в парламент в последние месяцы календарного года или перед окончанием парламентской сессии, отметил он.
Еще одной проблемой спикер сената назвал мелкотемье, когда законы используются для удовлетворения ведомственных, отраслевых, региональных и других интересов негосударственного масштаба.
- Каждое министерство, инициируя конкретный законопроект, лоббирует прежде всего свои интересы, - подхватил этот вопрос сенатор Мухтар КУЛ-МУХАММЕД. - Во время обсуждения бюджета акиматы лоббируют интересы своего региона через депутатов, мы это тоже знаем. При обсуждении крупных пакетов законопроектов, которые посвящены тем или иным вопросам развития национальной экономики, крупные нацкомпании и финансово-промышленные группы также лоббируют свои интересы. Все кому не лень занимаются в стенах парламента лоббистской деятельностью! Но у нас нет закона о лоббировании, который присутствует в законодательстве почти всех развитых западных стран.
На это зампредседателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Олжас БЕКТЕНОВ не преминул заметить, что законопроект о лоббистской деятельности вносился в парламент, но депутаты его не поддержали.
- Я поддерживаю, эту деятельность регламентировать надо, - высказался в свою очередь министр юстиции Марат БЕКЕТАЕВ. - В комплексе с регулированием лоббирования необходимо решить множество других вопросов, в особенности это касается прозрачности финансирования.
В кулуарах после правчаса корреспондент “Времени” уточнила у министра, какое финансирование он имел в виду. Бекетаев пояснил, что за рубежом лоббирование - это прежде всего выплата денег заинтересованной группе экспертно-аналитической организации, которая после проведенного аудита дает заказчику предложения о том, какие поправки в законодательстве необходимы для решения проблем в той или иной отрасли. Но организация обязательно должна в открытом доступе декларировать факт получения денег.
- Например, в Америке уже более 60 лет работает закон об иностранном финансировании. То есть факт происхождения денег имеет огромное значение. У нас такой закон был принят только в 2016 году. То есть многие факторы должны быть отрегулированы до внедрения лоббирования, - пояснил глава Минюста.
Лоббирование, подчеркнул он, не всегда должно трактоваться с негативной точки зрения. По его словам, лоббирование может и должно носить положительный импульс, например, когда активисты выступают на пресс-конференциях, встречаются с депутатами с целью отстаивания прав детей.
- В каждом отдельном случае нужно смотреть, кто и что пытается провести. Нужно, чтобы публично заявляли: “Мы получили деньги от такой-то организации для того, чтобы проводить вот такие поправки”. Тогда депутат или государственный служащий при встрече четко понимает, что от него хотят, и не имеет никаких заблуждений. Такие встречи должны проводиться публично и не должны скрываться от общественности, - обозначил свою позицию Марат Бекетаев.
Между тем Бектенов сообщил, что антикоррупционное ведомство предлагает ввести персональную ответственность министров и акимов за коррупционные преступления подчиненных, которых они лично назначали. Соответствующий пакет законодательных поправок будет внесен в парламент в ближайшее время.
- По действующему законодательству госслужащий привлекается к ответственности, если на правонарушение он пошел лично. Соответственно, нет правовых оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей госорганов, работники которых систематически совершают коррупционные правонарушения, - констатировал Бектенов.
При этом он подчеркнул, что к вопросу привлечения первых руководителей к ответственности нужно подойти взвешенно, потому что иногда руководитель физически не может проконтролировать все процессы, происходящие в возглавляемом им ведомстве.
Вопрос по злободневной проблеме журналисты задали и главе Минюста: покинет ли он свой пост, если его замы будут пойманы на взятке?
- Я работаю со своими заместителями каждый день, и если по тем вопросам, по которым я взаимодействую, будет установлено, что это произошло из-за того, что я не проконтролировал, тогда я, естественно, должен нести ответственность, - ответил Бекетаев. - Но если он вопреки всем моим действиям совершил какое-то правонарушение, то почему должен ставиться вопрос о моей ответственности?

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее