9894

Анау-мынау о текущем моменте

Анау-мынау о текущем моментеТатьяна БЕНДЗЬ, журналист: Нам ли ждать милостей от природы?

Предсказанные заранее, но от этого не ставшие менее неожиданными наводнения на юге Казахстана оккупировали новостные ленты. Все происходит в полном соответствии с законами жанра - стихийные бедствия делают рейтинги новостям, а люди жадно интересуются всем, что может потенциально угрожать их собственной безопасности. По тем же законам жанра репортажи о положении дел в затопленных районах сопровождаются трагическими подробностями нищенской жизни пострадавших и гневными призывами к правительству срочно дать денег на восстановление жилья.

Несколько лет назад мы все это уже видели, когда землетрясение в Жамбылской области разрушило множество домов. Тогда власти напрягли всех - нацкомпании, частный бизнес, акиматы. Вся страна восстанавливала села Рыскуловского района.

Рискну навлечь на себя неудовольствие пострадавших от стихии и их общественных защитников, но скажу, что будь наши люди чуть более сообразительными, многих бед им удалось бы избежать.

Представьте себе пожары в Калифорнии, уничтожившие дома простых американцев. Кто заплатит им за утраченное имущество? Думаете, правительство? Совсем нет, в приличной стране это бизнес страховых компаний. Практически каждый житель страны с рыночной экономикой имеет в кармане страховку на все случаи жизни. Потому что там принято за себя отвечать самому. Конечно, в случае масштабных бедствий людям помогают государственные службы спасения. Пострадавших кормят, одевают, оказывают первую помощь, а дальше - уже сами. 
А теперь представьте себе: жители южноказахстанских сел застраховали свои дома, страховые компании сообщают о многомиллионных суммах выплат, эта новость занимает первые полосы газет. Из области фантастики, да? Между тем это не настолько дорого, как может показаться. Стоимость страховки составляет доли процента от стоимости имущества. Но при этом ты становишься хозяином положения! Случилось, положим, наводнение, вызываешь представителя страховой компании, оцениваешь ущерб и спокойно ждешь себе денежную компенсацию, причем ее размер зависит только от тебя. Простое как валенок решение, миллионы раз реализованное в цивилизованном мире. Но наши люди почему-то не хотят понять, что самостоятельно решать свои проблемы гораздо выгоднее, чем бесплодно взывать к правительству.

Впрочем, надо признать, казахстанские страховщики тоже не шевелятся. Страховым компаниям куда легче окучивать народ в мегаполисах, чем идти в массы с идеями лидерского отношения к жизни. Это же надо напрягаться - филиальную сеть создавать, продавцов готовить, людей вовлекать. Зачем, когда на хлеб с маслом можно заработать, рассадив тысячи бабушек с полисами на дороге под зонтиками. Массам тоже лидерство ни к чему - проще же отмазаться от гаишника, чем жить, осознанно принимая правила и доказывая свою правоту. В замкнутый круг погружена вся страна. Какого прорыва можно ожидать, если в стране преобладают иждивенческие настроения?  

Но имущество налагает ответственность. И коль скоро у нас заставляют страховать ответственность владельцев автотранспорта, то почему бы не обязать владельцев собственности эту самую собственность страховать? Едва ли принудительное страхование будет популярной мерой - с деньгами расставаться никому не хочется. Может, власти не хотят социального напряжения. А может, властям просто нравится, когда погорельцы ходят по акиматам с протянутой рукой. Ведь тогда можно выбить для них помощь и с кайфом ее распределять. А как у нас делят деньги - всем хорошо известно...

Анау-мынау о текущем моментеДанияр НАУРЫЗБАЕВ, юрист: Энциклопедия разочарования

Недавно изданная национальная энциклопедия “Казахстан” вызывает чувство разочарования и досады. Ошибки и недочеты почти в каждом томе, причина большинства огрехов - узкий кругозор ее авторов и составителей.

Авторы использовали литературу на казахском и русском языках.
Совершенно недопустим такой местечковый подход, когда речь идет о дальнем зарубежье. Например, библиография статьи “Египет” ограничена одним лишь “ Географическим энциклопедическим словарем” (Россия). Школьник или турист вполне может обойтись одной книжкой. Но специалисты, пишущие статью “Египет” для универсальной энциклопедии, должны как минимум использовать арабские первоисточники, страноведческую литературу на английском, французском и немецком языках. А для профессионального результата надо привлекать египтологов...
Другим недостатком национальной энциклопедии “Казахстан” является слабая информационная насыщенность многих ее статей. Например, биографическая заметка об Индире Ганди завершается лаконичным упоминанием о том, что она была убита террористами. Но ведь необходимо было написать, что Ганди расстреляли ее же телохранители-сикхи в отместку за жесткие действия индийского правительства против сикхских экстремистов.
Часто встречаются и фактические ошибки. Например, известный боксер Василий Жиров завоевал бронзовую медаль на чемпионате мира в Берлине в 1995 году. В этой же энциклопедии написали, что он выиграл там серебряную медаль, к тому же указав ошибочный год - 1993-й. Теперь ошибки будут тиражироваться теми, кто опирается на справочную литературу в своих исследованиях.

Также не выдерживает критики подбор биографических статей о крупных политических и общественных деятелях современного Казахстана. Например, отсутствует статья о бывшем премьер-министре РК Акежане Кажегельдине. Возможно, что составители энциклопедии руководствовались собственными симпатиями и антипатиями при отборе тех, кто достоин, по их мнению, быть упомянутым. Но универсальной энциклопедии должны быть присущи предельная объективность и всеобъемлющий охват окружающего мира. Да, они нашли место для биографий Стендаля и Вальтера Скотта, но предали забвению выдающегося филолога Виктора Максимовича Жирмунского, автора фундаментальных исследований об общетюркских героях - Коркыт Ата и Алпамысе. 

Множество изображений скопировано с общедоступных книг вроде “Хроники человечества”. То, что допустимо для студента, готовящего наглядное пособие, совершенно неприемлемо для главного справочного издания страны.
Конечно, любое издание большого объема может содержать те или иные ошибки. В ноябре 1999 года я в том же “ Британнике” обнаружил ряд неточных статистических данных о Казахстане. Мной тут же была оповещена редакция, и там меня заверили, что в выпуске за 2000 год они поместят исправленную информацию. Но ошибки в “Британнике” - скорее исключение, чем правило...

В случае же с редакцией “Казахской энциклопедии” ситуация гораздо более удручающая. Кризис жанра принял затяжной характер. И прежний ее руководитель философ Абдумалик Нысанбаев, и нынешний историк Буркит Аяган не смогли подвигнуть коллектив авторов на создание интеллектуальной продукции мирового уровня, соответствующей статусу большого и богатого Казахстана
.

Анау-мынау о текущем моментеРустем КАДЫРЖАНОВ, доктор философских наук: От "Азата" до "Азата"

Давно намеченный ребрендинг партии “Нагыз “Ак жол”, сменившей свое название на “Азат”, отнюдь не обрадовал “старых” азатовцев. Они срочно собрали пресс-конференцию с гневным осуждением “узурпаторских” действий “Нагыз “Ак жола”. Лидер же бывших “истинных” акжоловцев Булат Абилов утверждает, что ни у кого нет монополии на название “Азат”.От “Азата” до “Азата”

Хотя выборы в Казахстане весьма далеки от демократических стандартов, тем не менее политический рынок, пусть и ущербный, все-таки сложился. Как никакая другая партия, участвовавшая во всех последних президентских и парламентских выборах, “Нагыз “Ак жол” осознавал важность партийного бренда. Из-за раскола 2005 года старый бренд не помогал, а препятствовал продвижению партии на политическом рынке. Не случайно в интервью газете “Время” Абилов сказал, что путаница с “Ак жолом” Байменова преследовала их все эти годы.

Судя по всему, Абилов и его соратники руководствовались следующими соображениями при переименовании своей партии. Во-первых, название партии обязательно должно быть казахским с учетом того, что казахи составляют основную часть электората. Во-вторых, имя партии должно быть оригинальным, чтобы ее не путали ни с какой другой. В-третьих, новый бренд должен быть представлен в красивой, бросающейся в глаза упаковке, то есть название партии было бы звучным, легко запоминающимся. В этом смысле слово “азат” хорошо подходит для партийного бренда. К тому же оно, в-четвертых, отражает либеральную идеологию партии, поскольку “азат” означает “свобода”. Название “Азат” лучше отражает либеральную направленность партии, чем предлагавшееся на съезде и получившее меньше голосов название “Азамат”, означающее “гражданин”.

Все условия ребрендинга были соблюдены, кроме, как выяснилось, одного, касающегося оригинальности партийного бренда. Уйдя от одной путаницы, наша оппозиция попадает в новую. Ведь сегодня на узком политическом поле Казахстана присутствуют новый “Азат” Абилова, старый “Азат” казахских национал-патриотов да еще партия “Алга” издает газету с тем же названием. Впрочем, может быть, Абилов со товарищи не воспринимают эту путаницу как страшную для себя и надеется раскрутить новый бренд к предстоящим парламентским и президентским выборам. К тому времени, как они, возможно, полагают, все забудут про старый “Азат”, и этот бренд будет связан только с их партией.

В принципе, имеется большое различие в понимании слова “азат” двумя “Азатами”. Для старого “Азата” это слово означало свободу нации, свободу Казахстана от имперского господства СССР. Для партии Абилова слово “азат” наполнено не столько национальным, сколько либеральным смыслом, то есть оно означает не столько свободу нации, сколько свободу индивида. Отсюда упор на правах и свободах человека, на его политической и экономической свободе и развитии независимо от его национальной, религиозной и иной принадлежности.
Вообще я бы посоветовал Булату Абилову не упор­ствовать в названии “Азат” для своей партии. Есть много других достойных и выигрышных для его партии брендов. Одним из них может стать Либеральная партия Казахстана. Не обязательно название политической партии должно быть казахским. Гораздо важнее, чтобы оно отражало идеологическую направленность партии. Не побоялся же Жармахан Туякбай назвать свою партию Общенациональная социал-демократическая партия Казахстана, хотя он не меньше других ориентирован на казахский электорат. Политически жизнеспособной является та партия, которая способна идентифицировать свою идеологию и прививать ее своему электорату. В этом смысле в Казахстане сегодня объективно существует потребность в либеральной идеологии и партии, которая будет внедрять эту идеологию в массовое сознание. Никакой другой, кроме партии Абилова, я на эту роль сегодня не вижу.

Поделиться
Класснуть