17291

Человек, который утёр нос Биллу Клинтону

Человек, который утёр нос Биллу КлинтонуНоябрь 1995 года. Очередная реорганизация правительства, сопровождающаяся кадровыми перестановками на всех уровнях. Интернета нет, все новости идут по вечерним новостям и в утренних газетах. Диктор сообщает, что министром экономики назначен некий Шукеев. Сразу звонки: а кто это? Не знаем таких. Говорят, вроде в Шымкенте заместителем акима работал. А-а-а, Шымкент, ну, типа, тогда все ясно. Однако новый министр хоть и пришел с югов, оказался вполне “столичным”.

Умирзак Шукеев родился в 1964 году в Туркестане. В 1986 году окончил Московский экономико-статистический институт и поступил на работу в легендарный НИИ автоматизации процессов планирования и совершенствования систем управления при Госплане. Чем занимался этот институт, ныне уже мало кто помнит, но вот в “совершенствовании систем управления” его роль оказалась более чем знаковой. Из института вышли Ержан Утембаев, Жаннат Ерт­лесова, Юрий Шокаманов.
В начале 90-х стали возникать группы и центры, занимавшиеся разработкой сценариев и программ развития рыночной экономики, а вскоре эксперты начали перебираться во власть. В 1992 году Умирзак становится консультантом, экономическим советником президента, замзавотделом финансов аппарата президента.
А в конце 1993 года президент назначил новым главой Южно-Казахстанской области Заутбека Турисбекова, и его заместителем по экономике стал 29-летний Умирзак Шукеев.
Поскольку работать Шукееву пришлось в ЮКО, то необходимо сразу отметить одну деталь. Из скандальной книги “Шымкентская мафия” многие сделали вывод, что Умирзак - аргын, в то время как он принадлежит к роду дулат-шымыр. По данным изданного в 2007 году 800-страничного шежире, его родственниками являются Турар Рыскулов, Бауржан Момышулы, Омирбек Байгельди, Сарыбай Калмурзаев, Болат Жылкишиев, Борибай Жексембин, Козыкорпеш Карбузов, Валихан Бишимбаев и многие другие уважаемые деятели. (Турисбеков, к слову, также дулат, но не шымыр, а сихым). Автор книги, видимо, перепутал Шукеева с Ашимовым. Закрывая тему “мафии”, надо отметить, что молодой замглавы на этом посту не попал ни в один коррупционный скандал, что с учетом времени и места только делает ему честь. Работа с Турисбековым, как показала практика, имела помимо прочего один существенный плюс - Заутбек Каусбекович, как истинный южанин, умел расставлять, беречь, а главное - продвигать кадры, практически все его бывшие замы ныне оказались в столице.
В 1995 году Шукеев был назначен министром экономики в правительстве Кажегельдина.
За два года работы в правительстве Шукеев аккуратно избегал многочисленных приватизационных скандалов, характерных для кажегельдинского кабинета. В марте 1997 года он стал главой укрупненного Министерства экономики и торговли, а в июле получил портфель вице-премьера по науке, транспорту, экологии и энергетике. Он член Высшего экономического совета, управляющий ЕБРР и глава наблюдательного совета “Казахойла”. В 33 года. Казалось бы, предел всех возможных мечтаний. Но…

Но к тому времени министерства уже толком ничем не управляли, Кабмин неуклонно шел к отставке, а “политическим тяжеловесом” Шукеева тогда никто не мог назвать. Более того, многие его считали компромиссной фигурой, которая получила пост, чтобы избежать столкновений между премьером и администрацией.
В сформированное в октябре новое правительство Шукеев не попал, зато получил весьма выгодное предложение и стал председателем правления банка “ТуранАлем”, который представлял собой проект “удачного сотрудничества” Кажегельдина с Аблязовым. Правительство принудительно выкупило банк у прежних владельцев за 660 тыс. тенге, накачало его ресурсами и назначило председателем правления Ержана Татишева, одного из создателей “Астаны-Холдинга”. Банк шел к приватизации, но помимо Аблязова на него были и иные претенденты. В это время Шукеев и оказался в банке. Какие у него были отношения с Аблязовым, толком неизвестно, но оба они - земляки, ровесники, в один год окончили московские вузы, в одно время учились в аспирантуре.
В январе 1998 года создается комиссия по приватизации банка, в состав которой вошли и Ертлесова с Шукеевым. Как обычно и бывает, приватизация прошла весело. В марте состоялся закрытый тендер: банк, в который правительство вложило 150 млн. долларов и “очистило” от долгов на 8 млрд. тенге, при рыночной стоимости 1,3 млрд. и прибыли 0,6 млрд. был продан аблязовскому консорциуму за 72 млн. долларов, при этом значительную часть суммы покупатели позаимствовали в самом “Туран­Алеме”. Через несколько дней Шукеев был избран председателем наблюдательного совета банка, но посидеть в новой должности ему не удалось.
В апреле он был назначен заместителем руководителя администрации президента. Назначение это можно было рассматривать либо как создание в АП противовеса правительству, либо как трудоустройство “человека из обоймы”. Вскоре после его возвращения в администрацию состоялось совещание по поводу экономической ситуации. Президент жестко раскритиковал работу Минэнергетики и “Казахойла”, руководители которых были отправлены в отставку, а кресло главы МЭИТ получил Мухтар Аблязов.

Шукеев же вновь окунулся в региональную политику и пробыл там целых девять лет. В августе 1998 года он стал акимом Костанайской области. Как принято было говорить в старые добрые времена, его деятельность была отмечена высокой государственной наградой - орденом “Парасат”. Там же Шукеев защитил докторскую диссертацию на тему “Стратегические приоритеты рыночной трансформации экономики и ее региональных комплексов”.
В марте 2004 года Шукеев становится акимом столицы (там был награжден орденом “Қазақстан Республикасының Тұңгыш Президентi Нурсултан Назарбаев”), а с сентября 2006 года по август 2007-го работал акимом ЮКО (звание почетного гражданина Шымкента). Нельзя сказать, что Умирзак Естаевич продемонстрировал себя совсем уж выдающимся руководителем, но найти явные провалы в его работе в регионах сложно. Нормальный руководитель-хозяйст­венник со “столичным кругозором” и “государственным мышлением”, обладающий слегка оригинальным хобби - джаз и игра на саксофоне. Цитирую прессу: “Жители Шымкента доказали, что к джазу готовы… Умирзак Шукеев исполнил несколько импровизаций на европейские и казахские мелодии. А потом компанию акиму и нашим музыкантам составил Игорь Бутман. Дуэт вышел что надо! По крайней мере, сам Бутман назвал Шукеева прекрасным музыкантом и с гордостью заметил, что он утер нос Биллу Клинтону!”.
В августе 2007 года Шукеев, прихватив саксофон, вновь вернулся в столичные коридоры, став вице-премьером в правительстве Масимова.
Премьер поручил своему заму оперативное управление экономикой, регионы, бюджет, сельское хозяйство, земельные и водные отношения, экологию, природные ресурсы, энергетику, промышленность, транспорт, информатизацию, миграцию, ЧС, индустриально-инновационное развитие и ВТО. Позже к ним добавились строительство, СПК, реализация “прорывных проектов”, космос, ЖКХ и Таможенный союз. Помимо этого Шукеев является членом бюро политсовета “Нур Отана”, президентом Федерации лыжных гонок, председателем совета директоров “КазАгро”. А еще руководил комиссией по проведению злополучной переписи населения в 2009 году.
В соответствии с традициями кадровой политики Умирзак Шукеев имеет свою команду, которая проделала за ним путь по маршруту Шымкент - Алматы - Костанай - Астана - Шымкент - Астана. Ныне основным местом ее базирования является агрохолдинг. “Ветераны” Мамытбеков, Нурпеисов, Аманбаев, Куламбаев, Спанов занимают руководящие позиции в холдинге и его “дочках”. Нургали Ашимов, трижды вице-Шукеев, дважды аким, ныне является министром охраны окружающей среды. Кстати, в Астане в свое время был популярен анекдот, что объявления о конкурсах на замещение вакантных должностей в акимате печатаются не в “Вечерней Астане”, а сразу в “Костанайских новостях” и “Южном Казахстане”.

Умирзак Шукеев имеет двух младших братьев, успевших сделать неплохую карьеру. Сразу после назначения Умирзака вице-премьером Серик стал гендиректором АО “Intergas Central Asia”, а Берик - председателем специализированного межрайонного экономического суда Костанайской области (в июне нынешнего года был переведен на аналогичный пост в Алматы)…
Если же обратиться к результатам деятельности вице-премьера, то обнаружится масса забавных вещей. Изначально предполагалось, что опытный администратор Шукеев сможет переорганизовать работу склонного к прожектерству правительства. Однако особых изменений зафиксировать не удалось, более того, те сферы, которые он курировал - “прорывные проекты” и СПК, закончились так же, как и все остальные новации. Запуск ТС выявил множество недоработок и элементарное отсутствие внятной стратегии интеграционной и таможенной политики. В сферах экологии, переписи, водных отношений к “достижениям” Кабмина можно отнести аресты, объявление в розыск и приговоры руководству профильных ведомств. С сельским хозяйством картина получается вообще радужная. С начала года арестованы семь должностных лиц комитета госинспекции Минсельхоза, включая его председателя. Как сообщил ответсек министерства, “статистика правонарушений пока не демонст­рирует позитивных изменений”.
С аграрным холдингом - та же история. В мае 2009 года Счетный комитет сообщил, что “не выработана концепция развития АПК”, “отсутствует координация действий по реализации инвестиционных проектов”, “не осуществляется мониторинг и контроль за реализацией инвестиционных проектов”. Ну и т. д.
Но где бы ни работал наш герой - упаси боже, даже предположить, что в каких-либо коррупционных схемах можно найти его “личный интерес”. Проблема совсем в иной плоскости - независимо от того, кто именно трудится на тех или иных руководящих постах, с каким бы опытом, багажом, идеологией он туда ни пришел - ситуация абсолютно не меняется. Наоборот, идет постоянный рост тарифов, провал большинства государственных программ, крайне сомнительные результаты того, что правительство считает антикризисной политикой. Добавим сюда рост коррупционных преступлений и злоупотреблений (в том же государственном аграрном секторе), нулевую эффективность административной реформы, скандалы с переписью населения, деятельностью инвестиционных институтов и социально-предпринимательских корпораций и т. д. и т. п.
А вот на оценку эффективности работы первого вице-премьера это никоим образом не влияет.
Кстати, если верить результатам читательского опроса “Кто человек №2 в Казахстане”, регулярно проводимом в Интернете, Шукеев исправно занимает третье место, опережая премьера, руководителя АП и госсекретаря. При этом, по данным других опросов, 36 процентов считают, что он будет следующим премьером, а 8 процентов - что Шукеев мог бы стать и следующим президентом.
В конце концов Шукеев - это не просто доктор наук, вице-премьер и ветеран исполнительной власти - это в какой-то степени один из символов эпохи.

Данияр АШИМБАЕВ, главный редактор Казахстанской биографической энциклопедии, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Поделиться
Класснуть