10253

Ну-ка все вместе: “шала-ла-ла...”

Ну-ка все вместе: “шала-ла-ла...”В дебатах насчет шала-казахов и полуказахского языка (в стиле “собакаға еданы давать етшi”) все как-то подзабыли, что язык априори не может являться единственным производным манкуртизации. Должны быть еще шала-казахские архитектура, литература, изобразительное искусство, кино, мода - в общем, все, что определяет жизненное пространство нации. И конечно, музыка. Причем шала-казахские мелодии сейчас пишут все, независимо от того, на каком языке думают и говорят. Во всяком случае, так считает композитор и исполнитель Акмарал ЗЫКАЕВА, она же МЕРГЕН (на снимке).

- Эстрадная музыка, звучащая на радио, телевидении и в Интернете, похожа на некоего мутанта, сродни шала-казахскому языку, - говорит Акмарал. - Такую музыку можно назвать выродком нашей посредственности, которую мы сами себе позволяем. Ту же европейскую музыку можно узнать сразу, так как у нее есть свой язык, отражающий мировоззрение. Тоника, доминанта, доминанта, тоника - это обороты, свойственные музыке Старого Света. А в истинно казахских песнях иная гармоническая последовательность аккордов.

- Но, говорят, “Улытау” и Magic Of Nomads – именно те инструментальные коллективы, которые показали истинное лицо казахской музыки за рубежом, ее колорит и широту...
- Ну если выступать по всему миру с одними и теми же треками в течение десяти, а то и более лет на всех возможных и невозможных мероприятиях... Я уверена, других мыслей у этих иностранцев и не возникнет, как только решить, что вся наша богатая фольклорная музыка заключена в творчестве команд “Улытау” и Magic Of Nomads. Как делают у нас, даже если речь идет о так называемых этнических экспериментах? Берется уже готовый кюй и “одевается” в европейский “костюм”. В итоге это кюй под “тунс-тунс-тунс”. То есть, кроме аранжировки, нет ничего. Может быть, звучание и становится доступнее, популярнее, но общей ситуации с отечественной музыкой это не меняет. А где национальная индивидуальность? Музыкальный язык развивается так же, как обычный. Мы просто остановили процесс, посчитав, что и так сойдет. Я не хочу, чтобы у нас было, как на Тайване: смазливые китайские мальчики и девочки поют на китайском языке под американскую музыку. Это подделка, ведь они никогда не станут американцами. А мы занимаемся тем же самым.

- Неужели это так плохо?
- Большинство наших соотечественников и не вспоминают о существовании классической музыки. А именно по ней действительно оценивают культурное достояние народа во всем мире. У нас существуют по-настоящему казахские классические, симфонические произведения, которые можно смело выносить на мировые сцены. И за них мне не стыдно - я ими горжусь! Есть целый ряд блестящих имен, которые представляют нашу национальную классическую музыку, - ЖУБАНОВА, РАХМАДИЕВ, КАЖГАЛИЕВ, САГАТОВ, БЕСТИБАЕВ, РАИМКУЛОВА, СЕРКЕБАЕВ... Молодые тоже подтягиваются.
А эстрада, к сожалению, пока развивается вокруг да около ресторанного бизнеса. Куда уж ей с таким отношением?
Наша поп-музыка может называться казахской только лишь по одному критерию: исполняют и создают эту музыку казахи, казахстанцы, и сделана она в Казахстане. Но получается ли у нее представлять истинное казахское звучание на мировой эстрадной сцене?
Не важно, на казахском языке песня или нет, и вообще не важно, песня со словами или без (кстати, очень полезно проверять мелодию песни без слов на предмет того, как она звучит). Главное, чтобы композиция в итоге была узнаваема именно как казахстанская. За рубежом очень мало кто слышал, как звучит казахский язык, и почти никто из обычных людей не сможет распознать наше наречие. Единственное исключение, пожалуй, это турки. Таким образом, иностранцы, отсматривающие отечественные клипы, не идентифицируют наш язык и не способны узнать нашу музыку, ведь она чаще всего звучит как массовая дешевая западная попса. Для них мы - очень странные азиаты, поющие на непонятном языке под вестернизованную мелодику. Не корейцы, не китайцы… а может быть, филиппинцы?

- И что же делать?
- Нужно искать свою музыкальную идентичность. Отходить от западных схем создания мелодий. В корне всех проблем - незнание собственной культуры (не только музыкальной) и желание подражать Западу.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Клип "Адаскан Жан"



Поделиться
Класснуть

Свежее