6105

За чем надзирают - то и нарушают

Адвокат Светлана ВИТКОВСКАЯ:
Решать судьбу Евгения Жовтиса и Тохнияза Кучукова вправе только суд!

Как мы уже писали, 18 февраля исполняющий обязанности специализированного прокурора по надзору за законностью в исправительных учреждениях Восточно-Казах­станской области Сергей ФИЛИМОНОВ не поддержал ходатайства администрации колонии-поселения ОВ 156/13 в Усть-Каменогорске о замене корреспонденту газеты “Время” Тохниязу КУЧУКОВУ неотбытой части срока заключения более мягким видом наказания (см. “Пошли в отказ”, “Время” от 19.2.2011 г.).

В январе отказ в условно-досрочном освобождении получил другой заключенный этой же колонии - Евгений Жовтис: сначала ему “выписала тормоза” комиссия учреждения, а затем ее решение поддержала прокуратура.
Вчера ситуацию вокруг Кучукова и Жовтиса прокомментировала газете “Время” адвокат Светлана ВИТКОВСКАЯ.
- Прежде всего, люди, совершившие преступление по неосторожности, могут выйти из колонии-поселения по отбытии одной трети наказания, - напомнила она. - И для этого уголовное законодательство предусматривает два пути. Первый вариант: освободиться условно-досрочно (статья 70 УК РК). Для этого крайне важно получить согласие потерпевшей стороны. Осужденные имеют разные шансы получить такое согласие. Например, у Евгения Жовтиса не просто есть на руках согласие матери погибшего, у него есть ее ходатайство в суд об условно-досрочном освобождении Евгения Александровича. Кроме УДО есть еще одна правовая возможность досрочно покинуть территорию колонии-поселения - через замену неотбытой части срока более мягким видом наказания: ограничением свободы или исправительными работами (статья 71 УК РК). Для этого согласия потерпевших не требуется. Именно такой путь на свободу и выбрал для себя Тохнияз.

- Тем не менее ему отказали. Почему?
- Потому что прокуратура нарушила уголовно-исполнительное законодательство по процедурным моментам. Как мы знаем, 5 января этого года комиссия администрации колонии-поселения ходатайствовала о замене наказания Тохниязу более мягким, направив материалы в прокуратуру. Прокуратура была обязана передать их в суд - вне зависимости от того, поддерживает она ходатайство комиссии или нет. То есть в этих вопросах точку должен ставить только суд, а прокуратура вправе лишь высказать свое мнение. Это предусматривает не только Уголовно-исполнительный кодекс, но и соответствующее нормативное постановление Верховного суда. Что мы видим на деле? В обоих случаях - что с Жовтисом, что с Кучуковым - прокуратура, нарушив требования законодательства, направила материалы не в суд, а обратно в колонию, остановив таким образом процесс освобождения людей.

- Что теперь Тохниязу и Евгению Александровичу делать дальше?
- Теоретически есть два способа обжаловать действия прокуратуры: либо направить исковое заявление в суд о неправомерных действиях должностных лиц, либо писать обращения в вышестоящие органы прокуратуры. Можно использовать оба варианта одновременно. Как будет поступать Тохнияз, я не знаю, но в случае с Евгением Александровичем я как представитель его интересов намерена обжаловать действия прокуратуры в суде.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Евгения ФОМИНЫХ, Алматы

Поделиться
Класснуть