18128

Турсун АЙЖУЛОВ, генерал-майор в отставке: КГБ и КНБ - две большие разницы

Что провоцирует междоусобные войны казахстанских силовиков? Майские взрывы в Астане и Актобе - случайное совпадение или повод задуматься? На эти и другие вопросы наших читателей на “прямой линии” отвечает председатель РОО “Ветераны органов КНБ РК”, член президиума РОО “Совет генералов РК”, почетный сотрудник КНБ РК, генерал-майор в отставке Турсун АЙЖУЛОВ (на снимке).

Ербол КУАНЫШЕВ, Алматы:
Апрельские события в Алматы, когда спецподразделением “Сункар” была уничтожена группа опасных преступников, показали абсолютную неготовность силовиков противостоять банд­формированиям. После перестрелки в 3-м микрорайоне выяснилось, что преступники были давно на крючке у чекистов, как опасные экстремисты. Почему их не ликвидировали раньше и фактически дали возможность незадолго до захвата убить двух человек, а затем ранить еще нескольких спецназовцев?
- Я не знаю деталей этой спецоперации, но, насколько мне известно, готовили ее органы внутренних дел, а не Комитет национальной безопасности. Соответственно, и разработку этой преступной группы вела полиция. Любые боевые потери, даже если они закончились не гибелью, а только травмированием сотрудников спецподразделения, безусловно, можно назвать инцидентом. И в его обстоятельствах разбираться нужно тщательно. Если потери связаны с плохой организацией операции, то выводы наверняка уже сделаны, поверьте мне. Сейчас главное - помочь раненым бойцам вылечиться и вернуться в строй.

Самат МУКАШЕВ, Алматы:
Последние несколько лет невооруженным глазом видно, что казахстанские силовики - особенно финполиция и КНБ - ведут междоусобные войны “за показатели”. Заметьте: как только финполиция задерживает кого-либо из офицеров КНБ за коррупцию, не заставляет себя ждать ответная реакция. Так было с задержанием сотрудниками ДКНБ Алматы замначальника алматинского финпола Айдына ЖАНТЕЛЕЕВА в ноябре 2009 года, которому предшествовала крупная операция финпола в ДКНБ. Что вы думаете по этому поводу?
- Это проблема не только Казах­стана. Конфликты и противостояния между силовиками характерны, например, для США. Американские фильмы постоянно демонстрируют борьбу между ФБР и ЦРУ, между Агентством нацбезопасности (АНБ) и другими спецслужбами, разведкой и военными. Вспомните, как недостоверные доклады ЦРУ, послужившие поводом для военной операции в Ираке, критиковались АНБ и разведками Минобороны США.
В Казахстане проблема соперничества между силовиками практически снята в связи с реформой правоохранительных органов. Президент дал четкую команду: все коррупционные преступления будут расследоваться органами финансовой полиции, определены ведомственные границы и в борьбе с наркобизнесом. Кроме того, готовится к принятию закон о специальных государственных органах (спецслужбах) РК, где четко будут сформулированы задачи каждого ведомства и их компетенция. Еще было бы неплохо вернуть функции следствия органам прокуратуры. Тогда силовики не смогут сами вести уголовные дела друг против друга - этим будет заниматься прокуратура. Выиграют от этого все.
В свое время в середине 70-х годов прошлого века я участвовал в расследовании так называемого “мехового” дела в Караганде. В рамках этого дела были привлечены к уголовной ответственности несколько руководящих работников милиции, “крышевавших” подпольных цеховиков. Помню, после этого дела мы не только не стали враждовать с милицией, а напротив, сблизились, поскольку самой милиции было, что называется, на руку избавиться от заразы в собственных рядах. Ведь тогда совместными усилиями были изобличены “оборотни” в погонах, покрывавшие преступников.

Свой, вопрос с сайта газеты “Время”:
Следует ли, по-вашему мнению, ожидать дальнейших инцидентов, подобных тем, что произошли в Актобе и Астане в мае этого года? Есть ли между ними взаимосвязь?
- Не хочу делать какие-либо прогнозы. Но то, что произошло, однозначно требует от правоохранительных органов и спецслужб действий на опережение, чтобы пресекать подобные трагедии в зародыше. Тем более что для этого у силовиков есть достаточно способов. Однако не стоит уповать исключительно на людей в погонах, поскольку они работают в органах карательных. А вот работа органов идеологических значительно проседает. В сельской глубинке молодежь предоставлена сама себе: работы нет, средств на получение образования нет. Соответственно, пустоту в воспитании здоровой молодежи заполняют различные миссионеры экстремистского толка.
Что касается связи между майскими взрывами в Актобе и Астане, то с выводами я бы не спешил, поскольку сейчас проводится комплекс оперативно-следственных мероприятий и экспертиз. Если же выяснится, что это были теракты, общественности об этом, думаю, будет объявлено.

Гость, вопрос с сайта газеты “Время”:
В состоянии ли КНБ РК противостоять терроризму и коррупции, предпринимая превентивные меры для обеспечения национальной и экономической безопасности страны на долгосрочный период? Почти все сотрудники КНБ РК, кого я знал - с местного до центрального под­разделения в Астане - были молодыми пьяницами и гуляками. А теперь среди них множество коррумпированных...
- По сравнению с тем положением, в котором силовики пребывали на заре независимости, когда не во что было одеть пограничников и нечем было платить зарплату, многие проблемы обеспечения нацбезопасности решены. Во-первых, деятельность правоохранительных органов достаточно финансируется. Во-вторых, решается проблема обеспечения силовых органов квалифицированными кадрами. В тяжелые 90-е годы очень много профессионалов мы растеряли из-за распада СССР. Заполнять вакансии в те годы приходилось зачастую случайными людьми.
Вспоминаю историю с созданием в середине 90-х Государственного следственного комитета (ГСК). Просуществовав два года, эта структура была расформирована, а треть руководящего состава ГСК без всякой проверки зачислена в ряды чекистов. Жизнь показала: некоторые из них использовали КНБ как хорошую “крышу” для реализации своих личных целей, в том числе связанных с коррупцией. Кстати, в нашумевшем “хоргосском” деле эти люди тоже замешаны.
Вообще, советский КГБ и казахстанский КНБ друг с другом не сравнимы. 20-30 лет назад престиж сотрудников госбезопасности был гораздо выше. Я даже знаю, что академик САХАРОВ, находившийся под колпаком у чекистов, называл их единственно порядочными и честными людьми. К тем временам нужно возвращаться. Случайным людям не место среди защитников нацбезопасности. Попадать сюда должны не вчерашние школьники, а ребята с жизненным опытом, с высшим образованием.

Асем, вопрос с сайта газеты “Время”:
Если моего сына отправят в Афган, я могу его не пустить? Просто порвать повестку - и все? У солдат есть право выбора: ехать или не ехать? Как так получается, что сынки депутатов, министров не проходят военную подготовку в военных частях?
- В вашем случае это уж точно будет не Афганистан. Хотя в советское время, когда служили мы, нас особо не спрашивали, хотим или нет. Сейчас службу в армии разрешается проходить поближе к дому, что я не одобряю.
Другое дело: престиж военной службы у нас упал до такого уровня, что в очереди на солдатскую жизнь стоят разве что сельские парни, да и те страдают дистрофией из-за отсутствия возможности полноценно питаться.

Алексей УСТИНОВ, Астана:
Какую работу проводит ваша ветеранская организация по защите прав и интересов ветеранов - сотрудников КНБ? Как решаются вопросы с жильем для отставных офицеров, ушедших на пенсию по выслуге лет? Какой, на ваш взгляд, пенсии заслуживают бывшие сотрудники КНБ, долгие годы в тяжелых условиях проработавшие на границе и имеющие опыт участия в боевых конфликтах?
- С жильем для отставных военных и запасников дело - просто швах: дошло до того, что пенсио­неров по выслуге лет отказываются увольнять со службы исключительно из-за отсутствия жилья. Как вести речь о росте престижа воинской службы, если катастрофическое положение офицерского состава видит молодежь, и это отбивает у нее желание посвящать себя воинской службе?
Не лучше ситуация и с воинскими пенсиями. Последний раз перерасчет пенсий произвели по указанию президента 1 июля 2005 года. С тех пор пенсионеры недополучают порядка 25-30 процентов от действующих на службе зарплат. В России Владимир ПУТИН в первые годы своего президентства решил вопрос с регулярной индексацией военных пенсий до уровня действующих зарплат военнослужащих. Поэтому российские генералы на пенсии живут по крайней мере не хуже действующих полковников. Совету генералов Казахстана не остается ничего кроме регулярных просьб “осовременивать” пенсии, которые мы направляем в правительство.

Александра АЛЁХОВА, фото предоставлено РОО “Ветераны органов КНБ РК”, Алматы

Поделиться
Класснуть