9951

Во заливают!

Уже в 2016 году население Казахстана забудет о дефиците высококачественного бензина и горюче-смазочных материалов. Такой фантастический по сегодняшним меркам прогноз сделал глава национальной компании “КазМунайГаз” Каиргельды КАБЫЛДИН. Сообщение об этом появилось на официальном сайте премьер-министра Карима МАСИМОВА в день знаний - 1 сентября.

Реализация поставленной главой государства задачи по модернизации нефтеперерабатывающих заводов позволит к 2016 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественными высококачественными нефтепродуктами, - цитирует премьер-министр интервью Кабылдина. - Например, если в прошлом году Казахстан импортировал высокооктановый бензин и авиатопливо в общем объеме более 800 тысяч тонн, то к 2016 году мы полностью закроем внутреннюю потребность и выйдем на экспорт. А значит, авто­владельцы больше не будут испытывать тех проблем, которые мы имеем сейчас с ГСМ”.
Пользуясь случаем, Карим Кажимканович не преминул напомнить посетителям своего сайта, что, согласно его поручению, предельно-розничные цены на ГСМ в Казахстане повышаться не будут.
Цены на бензин марки Аи-92 и ниже колебаться в этом году больше не будут, - сказал Карим Масимов в ходе заседания госкомиссии по модернизации экономики Казахстана при правительстве. - Цена на Аи-92 и ниже будет оставаться такой, какая она есть на сегодняшний день”.
Далее премьер-министр, ссылаясь на Министерство нефти и газа РК, сообщает, что уровень предельных розничных цен на сентябрь текущего года составит: бензин Аи-92,93 - 106 тенге за литр, бензин Аи-80 - 86 тенге за литр, дизельное топливо - 90 тенге за литр.

Ну что же, оптимизма ни министру нефти и газа Сауату МЫНБАЕВУ, ни его патрону - премьеру Масимову - не занимать. Но пока что жизнь не дает простым автолюбителям повода для радости.
К примеру, в южной столице бензина народной марки Аи-92 и дизельного топлива днем с огнем не сыскать. На стелах при въезде на АЗС висят прайсы согласно установленным правительством предельным ценам на ГСМ. Но когда доверчивый водитель, выстояв длиннющую очередь в радостном предвкушении, подъезжает к колонке и дрожащей от нетерпения рукой вставляет пистолет в жерло бензобака, он всякий раз слышит окрик заправщика: “Бензин, дизель - по талонам!”.
Аналогичная ситуация на мелких заправках, где цены устанавливают как бог на душу положит, а значит - вразрез с генеральной чиновничьей линией, выставляя профильного министра и премьера, мягко говоря, шутниками. Кто сейчас в безусловном выигрыше - так это китайцы. И Аи-92, и дизельное топливо их автозаправочная сеть реализует свободно - без всяких талонов, обеспечивая стабильный финансовый поток.
Непонятно одно: куда утекает весь объем ГСМ, производимый на трех нефтеперерабатывающих заводах Казахстана? Раньше чиновники кормили население байками (мол, посевная/уборочная на носу - вот и не хватает горючки). Сейчас они поют другие песни.

“…К сожалению, этим летом нехватка бензина имела место и в отдельных случаях ощущается до сих пор, - удрученно заявил Сауат Мынбаев в одном из интервью. - Системная причина - ценовой разрыв с РФ. Есть другая системная причина. В России с 5 сентября 2011 года должен был вступить в силу стандарт “Евро-3”. Это означало бы, что многие НПЗ России, производящие бензины Аи-80 и Аи-92, больше не смогут его производить и выпускать в оборот”.
Еще одну причину дефицита шеф Миннефтегаза видит… в Законе “О государственном регулировании производства и оборота нефтепродуктов”.
В соответствии с Налоговым кодексом должна быть изменена система регистрации акцизных карточек, - жалуется Мынбаев. - Урегулирование этого вопроса через Министерство финансов, Генеральную прокуратуру заняло десяток дней. На весь этот период остановились отгрузки. А нагонять объемы поставок непросто”.
Пожурил он и казахстанские НПЗ: пошто, мол, перешли со светлых нефтепродуктов на темные? Но тут же сам объяснил причину: “На экспорт светлых нефтепродуктов в страны, не входящие в Таможенный союз, введен запрет, и, наоборот, на экспорт мазута запрета нет”.
То есть на один традиционный вопрос: “кто виноват?” министр дал ответ, а вот на другой: “что делать?” скромно промолчал. А ведь мы с вами живем в нефтяной державе, если помните.

По данным на 2009 год, объем доказанных запасов нефти в Казахстане был 6,5 млрд. тонн, что составляет примерно 33 процента от общемировых запасов. Из одной тонны нефти можно получить до 600 килограммов бензина. На казахстанских НПЗ (как, впрочем, и на российских) этот показатель значительно ниже: 140 - 200 литров. То есть путем элементарного умножения можно подсчитать: мы обладаем запасами как минимум 910 млрд. литров бензина. Автопарк республики, по последним данным, чуть превышает 1,8 млн. машин. Суммарная потребность республики в топливе варьируется в пределах 10-18 млн. тонн. То есть бензина вроде бы хоть залейся.
- Дефицит бензина и высокие цены на топливо - это закономерный результат нашей экономической политики, - убежден экономист Мухтар ТАЙЖАН. - Топливный коллапс, который мы сейчас наблюдаем, исчезнет тогда, когда наши внутренние цены вырастут до уровня российских. До 2016 года, пока будет идти модернизация казахстанских НПЗ, у нас дешевого топлива точно не будет. Но и после цены вряд ли упадут. До тех пор пока мы находимся в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве с Россией, наша ценовая политика будет привязана к соседней. Когда наши цены сравняются с российскими, экспортерам проще будет продать бензин здесь, нежели везти его в другое государство. Вывод: надо как можно скорее выходить из ТС и ЕЭП и модернизировать наши НПЗ.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные Актуально
Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные

Республика на пороге большой стройки. Пострадавшим от наводнения по их желанию вместо разрушенных домов предоставят квартиры. За каждым регионом для помощи в устранении последствий паводков закрепят крупный бизнес. А еще в стране запретят отстрел сайги

186