15049

Аскар УЗАБАЕВ, режиссёр: Не надо Мейрамбека!

Режиссер и клипмейкер Аскар УЗАБАЕВ (на снимке - в центре) о том, почему его короткометражка “Кольцо” не вошла в альманах “Сердце мое, Астана!”, отчего он перестал продюсировать певца Ерболата и по какой причине не хочет снимать в кино Мейрамбека БЕСПАЕВА.

- Изначально я должен был снимать совсем другую историю для альманаха - про мойщика окон высотных зданий, который влюб­ляется в девушку в одном из офисов, - говорит Аскар. - Мы выбрали небоскреб, который отлично подходил под мою задачу. В другом снимать не было смысла. Нам дали разрешение на работу, но перед съемками все отменили, потому что здание принадлежит БАТУРИНОЙ (Елена, супруга экс-мэра Москвы Юрия ЛУЖКОВА. - Т.Б.), а у нее возникли какие-то проблемы. Мне пришлось буквально за сутки придумывать новую историю, писать сценарий. Точнее, задумка “Кольца” у меня была давно, просто я не думал, что все так срочно получится. Ну и в результате моя короткометражка все равно не попала в альманах.

- А что с новым фильмом?
- Сейчас монтируем “Боксера”, который я снял на “Казахфильме”. Не спим, не едим, пытаемся быстрее закончить, потому что на очереди сериал под рабочим названием “Дети майонеза” про студенческую жизнь. Мне очень нравится сценарий, который написали знакомые ребята. Первое мое требование - делать не глянцевое “мыло”, где все прекрасно и студенты - шелковые пионеры. У нас все жизненно и в то же время смешно. Сюжет строится вокруг трех парней, один из которых шымкентский, другой из Петропавловска, а третий - сын министра из Астаны. Приколы крутятся вокруг того, какие они разные. Меня лично буквально “рвет” сцена, когда в институт поступает чиновничий отпрыск и ректор говорит декану факультета: “Ты должна его на руках носить!” Декан отвечает: “Что, все четыре года?” - “Зачем? Максимум 10 дней, потом он сам ходить на занятия перестанет”. Ну и так далее.

- Клипы уже не снимаешь?
- Снимаю, потому что это мой хлеб. Но сейчас я уже могу позволить себе выбирать что снимать, а большую часть режиссерской работы на студии выполняет Ернар НУРГАЛИЕВ. Мы планируем затягивать сюда исполнителей из России, чтобы делать им здесь музыкальное видео. Они уже оценили, что могут сделать здесь не хуже и при этом дешевле.

- В свое время наши также ломанулись снимать в Узбекистане.
- Да, но узбекские клипы - это как Abibas. Очень сильно палятся их творения, и среди наших артистов сейчас уже Узбекистан не котируется. То есть, если снял там - значит, у тебя нет денег. Другой вопрос, что мне лично уже не очень интересно делать ролики. Да и исполнителей-то нет. Даже когда я начал создавать проект Ерболата, то первой моей целью было делать такую музыку, которую самому приятно слушать и на которую было бы интересно снимать видео. В основном артисты и продюсеры сами не знают, чего хотят. Приходит, например, ко мне девушка и говорит: “Я должна в клипе танцевать, как Бейонсе”. Но я ничего не сделаю, если в реале она двигается, как Айгуль. Если же сам режиссер предлагает креативные вещи, это сразу отсекается. Сейчас, кстати, у меня есть один парень, читающий рэп на казахском языке. Офигенно читающий! И я буду сам бесплатно снимать ему клипы, потом запускать в ротацию. Я хочу ему помочь, потому что он красавчик.

- Будет второй Ерболат?
- Ерболат - полностью придуманный, искусственный проект. Мне хотелось доказать всем нашим продюсерам, что не очень-то и сложное дело они делают. Когда я начинал, продюсеры ухмылялись. Потом я ушатал их всех композицией “Мен қазақпын” и добил в живот пинком “Біздің жігіттер”. После этого они стали присылать мне песни и спрашивать, на какую снимать клип. И до сих пор обращаются. А я не знаю. Мне же неизвестно, какая у них концепция.

- Клип на “Біздің жігіттер” страшно ругали в Интернете за пропаганду насилия - дескать, казахи рвут друг друга, как цепные псы, разве так можно?
- Говорили еще, что там чеченца бьют. Но это чистый маркетинг. Когда мы начинали с Ерболатом, я сразу сказал, что петь про любовь - значит быть как все. То же самое с клипом. Если бы мы сделали ролик с парнями, которые патриотично поднимают флаг Казахстана, это никто бы не стал смотреть. Людям надо давать то, чего они не видели. Всем казахам из Шымкента и с периферии песни Ерболата безу­мно нравятся, они прокайфовали от них. Всем городским казахам с двумя-тремя высшими образованиями такое не нравится. Но надо просто понимать, что это продукт на продажу. И все.

- Почему ты отказался снимать продолжение “Ғашық жүрек”?
- Потому что история закончилась на первой части и я не верил в продолжение. Вторая серия мне бы ничего не дала в профессиональном плане. Я никак бы не вырос.

- А на “Трактористе”, который будешь делать все с той же ЕСЕНТАЕВОЙ, вырастешь?
- О, да! Я почему-то уверен, что этот фильм соберет 2 миллиона долларов в Казахстане. Он абсолютно коммерческий, хладнокровный, расчетливый. Зритель будет плакать там, где надо плакать, и смеяться в тех местах, где мы придумали шутки. История стопроцентная: гламурная городская дама, невеста российского олигарха из “Газпрома” (эта придумка - моя особенная гордость!), попадает в казахский аул. Она потеряла память и влюбляется в местного тракториста. Вместе они начинают поднимать аул и тому подобное. Тут тебе и проблема сельского хозяйства, и шала-казахи, и объединяющая любовь. Диву будет играть Есентаева, а тракториста - Берик АЙТЖАНОВ.

- Берик же вообще не тракторист.
- Зато он актер. В его актерское дарование я верю как в Бога. Айт­жанов хочет показать, что он гибкий, одинаково хорошо играющий как киллеров, так и простаков-механизаторов. Я устал работать с певцами, которые не способны сделать то, что мне надо. Как Мейрамбек, считающий, что он будет делать только как Мейрамбек, потому что он Мейрамбек.

- А как насчет авторского кино?
- Я всеми этими коммерческими проектами занимаюсь, чтобы начать снимать свои арт-хаусные фильмы. До меня дошло, что свое кино в нашей стране можно снимать только на свои деньги. Нет инвестора, который бы сказал: “Чувак, ты крутой, я в тебя верю! Вот тебе деньги, эстетствуй”. Так что я сейчас на стадии накопления капитала, чтобы потом спокойно заниматься творчеством.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, tulegen@time.kz, фото из архива Аскара УЗАБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть