3248

Супергерои столицы, или 360 градусов контроля туда-сюда

     Водители столичных автобусов после упразднения кондукторов и внедрения дифференцированных тарифов на проезд зарабатывают до 400 000 тенге в месяц. И при этом в Астане острый дефицит шоферов общественного транспорта! Об этом вчера рассказали в акимате.

На пресс-конференции председатель правления “Астана LRT” Бекмырза ИГЕНБЕРДИНОВ сообщил, что в столице все 1500 водителей автобусов стали получать не менее 200 000 тенге в качестве оклада плюс надбавки за одиночную работу с пассажирами (без консультанта-кондуктора) и бонусы за количество валидаций и переработку.
- Есть даже система грейдирования в отдельных автопарках, где водителей ставят по классности: герои, супергерои. Это своего рода доска почета. Человек, который не совершает ДТП, на него нет жалоб, он исправно работает и любит свою работу, становится в разряд супергероев и у него хорошая зарплата. Это такая мотивация. Но и наказывают тоже рублем, - объяснил Игенбердинов.
Но несмотря на такие заработки, в Астане не хватает еще как минимум 900 водителей для того, чтобы закрепить за каждым автобусом по три шофера. При этом 100 рулевых уже в черном списке за грубые нарушения ДТП и их никогда не подпустят к баранкам автобусов. Намедни водитель пассажирского автобуса №54 сбил девушку на пешеходном переходе, которая попала в больницу с закрытой черепно-мозговой травмой.
- Он отстранен от работы, и руководством будет принято решение о его увольнении. Кроме того, он будет внесен в черный список по водительскому составу, и другие автопарки, увидев его фамилию, не примут к себе на работу. Он может заниматься лишь механизаторской работой в парках, - прокомментировал директор департамента транспортного контроля ТОО “Астана LRT” Самат ШАЙМЕРДЕНОВ.
Еще 900 водителей в этом году привлекли в административной ответственности за мелкие нарушения ПДД, правил перевозок - и они попали в группу риска. Их оштрафовали на общую сумму 12 миллионов тенге.
- Многие приезжают из регионов с соответствующими правами, категорией и даже опытом. Но в центре квалификации они элементарных правил сдать не могут! Не говоря уже о психологических тестах. Как таких людей садить на автобусы? Дефицит профессионалов есть всегда, по большому счету. Я понимаю водителей - ездить с утра до вечера по маршруту при нашем трафике. Работа эмоционально нагруженная, через него в течение дня проходят тысячи людей с разным настроением и энергетикой, перед носом (водители других авто. - Т. Г.) пытаются подрезать. Он должен контролировать ситуацию на дороге в 360 градусов и понимать ситуацию внутри автобуса! - отметил глава “Астана LRT”.
Игенбердинов рассказал и о том, что с введением прозрачной системы дифтарифов доходы перевозчиков увеличились на 30 процентов. Но при этом автобусные парки ежедневно теряют до 8 млн. тенге на бонусной опции для пассажиров “бесплатная пересадка в течение часа”. Оказалось, что каждый день жители и гости столицы совершают 75-80 тысяч бесплатных пересадок! Это 14 процентов от общего количества валидаций.
Журналисты едва не запаниковали: уж не собираются ли в Астане отменять бесплатную пересадку?
- Логически у нас как у транспорт­ников нет желания отказываться от бесплатной пересадки. Мегаполис растет, увеличивается количество автотранспорта, а бесплатная пересадка мотивирует людей перейти на общественный транспорт и транспортные карты. Сейчас мы должны найти приемлемый выход: соответствующий тарифный план или какое-то возмещение (потерь. - Т. Г.). В процессе диалога с акиматом мы найдем компромиссное решение, - отметил Игенбердинов.
Автор этих строк поинтересовалась, будет ли повышена стоимость проезда в автобусах со следующего года, как это обещали в компании. Сейчас стоимость проезда наличными в обычном рейсовом автобусе составляет 180 тенге, а на экспресс-маршрутах - 250, при оплате транспортной картой - 90 и 180 тенге соответственно. При внедрении дифтарифов планировалось, что в 2019 году оплата проезда в обычных городских маршрутах повысится до 200 тенге наличными (120 тенге по карте), а в экспресс-маршрутах до 250 тенге (200 тенге по карте). Руководитель “Астана LRT” ответил, что изменение тарифов будет зависеть от позиции акимата:
- На сегодня у нас есть четкое понимание расходов и доходов перевозчиков. Вот эту разницу (между ними. - Т. Г.), этот минус кто-то должен закрывать. Обычно это делает городской бюджет. Какой у нас бюджет и насколько он сможет покрыть расходы - исходя из этого будет формироваться тариф для пассажиров. Но в первом квартале однозначно не будет никаких изменений. Сейчас мы должны будем пройти рабочую комиссию, выйти на общественное обсуждение, это работа не менее 3-4 месяцев. Так что каких-то глобальных изменений до лета, как минимум в Астане, не будет.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее